Общие социальные движения развиваются главным образом неформально, неприметно и в значительной степени неофициально. Их средствами взаимодействия являются, прежде всего, чтение, беседы, разговоры, дискуссии и следование примерам. Их достижения и действия сосредоточены в сфере индивидуального опыта.
Специфические социальные движения: реформистские и революционные движения. Специфическое социальное движение - это движение, обладающее четко определенной целью, которую оно стремится достичь. В этом усилии оно развивает свою организацию и структуру, что делает его обществом.
Специфическое социальное движение развивает признанное и принятое руководство и определенный членский состав. Оно формирует некий корпус традиций, некий преобладающий набор ценностей, какую-то философию, определенные наборы правил. Его члены преданы и верны друг другу. Внутри него развивается определенное разделение труда, особенно в форме какой-то социальной структуры, в которой индивиды занимают определенные положения. Таким образом, индивиды развивают индивидуальности и представления о самих себе, образуя индивидуальный диалог социальной структуры.
Социальное движение специфического типа не возникает с такой структурой и организацией в уже готовом виде. Наоборот, его организация и его культура развиваются в процессе его становления. По мере развития движение стремится стать собранным и постоянным. Оно проходит стадии беспокойства, всеобщего возбуждения и институционализации.
Основные экспрессивные движения - религиозные движения и мода.
Религиозные движения начинаются, по существу, как культы; они берут начало в ситуации, которая психологически схожа с ситуацией толпы. Они представляют собой обращение внутрь беспокойства и напряжения в форме расстроенных чувств, которые, в конечном счете, выражаются в движении, предназначенном для того, чтобы разрядить это напряжение. Напряжение в этом случае находит выход не в целенаправленном действии, а в своем выражении. Эта характеристика свидетельствует о природе той ситуации, в которой возникают религиозные движения. Это такая ситуация, в которой люди расстроены и выведены из равновесия, но не в состоянии действовать; другими словами, это ситуация фрустрации. Неспособность разрядить напряжение в направлении какого-то реального изменения социального строя оставляет единственную альтернативу - экспрессивное поведение.
Мода, являясь экспрессивным движением, обнаруживает себя в манерах, искусствах, литературе и философии, она может даже проникать в определенные сферы науки. Для ее функционирования моды необходимо классовое общество, так как в своих существенных проявлениях она не наблюдается ни в однородном обществе, ни в обществе кастовом.
Специфические социальные движения, религиозные и модные движения могут сливаться. Так, революционное движение может иметь множество черт религиозного движения, а его успех может зависеть от того, станет ли оно модным.
Феномен заражения известен с самых ранних этапов человеческой истории и имел проявления в виде массовых вспышек различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники и др. Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.[3] Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» (Парыгин,1971.С.10).
Так как это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, подчиняясь ему. Так же выделяют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.
Зараза представляет собой такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.[4]
Науке известно, что при помощи разнообразных процедур человека можно привести в такое состояние, что он после потери всей своей сознательной личности повинуется всем внушениям лица, лишившего его сознания своей личности, и что он совершает действия, самым резким образом противоречащие его характеру и навыкам. З. Фрейд в результате тщательных наблюдений установил, что индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходящих из нее, или по какой-либо другой неизвестной причине - в особое состояние, весьма близкое к ''зачарованности'', овладевающей загипнотизированными под влиянием гипнотизера. Сознательная личность совершенно теряется, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером.[5]
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Паника - это распад массы в массе. Отдельный человек здесь старается отпасть от массы и бежать от нее, угрожающей ему как целое. Панику как распад можно предотвратить, продлив первоначальное состояние объединяющего массового страха.
Мир хорошо помнит возникновение массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи по радио произведения Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (около 1 200 000 человек) поверили во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан».
Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых в ситуации паники очень сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей. При исследовании заражения важным вопросом является вопрос о той роли, которую играет уровень оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Этот вопрос недостаточно изучен в науке, хотя в практике найдены формы использования этих характеристик в ситуации заражения. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например популярного актера, являются аплодисменты. Они могут послужить ролью импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза.
Заражение настолько могущественно, что он может внушать индивидам не только известные мнения, но и известные чувства. Благодаря именно такому заражению, в известную эпоху подвергались презрению известные произведения, например, "Тангейзер", спустя несколько лет возбудивший восторги тех же самых людей, которые его осмеяли.
2.2 Внушение как способ воздействия на массы
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. Некоторые сопоставляют внушение с заражением ,но есть и те кто выдвигает отличия и сводит их к следующему: 1) при заражении осуществляется сопереживание большой массы людей общего психического состояния, внушение же имеет одностороннюю направленность; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства.
Явление внушения исследуется в психологии очень давно, но большей степени оно изучено в связи с медицинской практикой или с некоторыми конкретными формами обучения. Внушение, «суггестия», как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить о таком явлении как «социальная суггестия». В остальном сохраняется терминология, используемая в других разделах психологической науки, изучающей это явление: человек, осуществляющий внушение – суггестор ; человек, которому внушают называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. В отечественной литературе впервые вопрос о социальной суггестии был поставлен в работе В.М. Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни» (1903).