В многочисленных экспериментальных исследованиях выявлено, что решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий дополнительный фактор воздействия - доверие к информационному источнику. Этот «эффект доверия» проявляется по отношению к личности суггестора, и по отношению к той социальной группе, которую данная личность представляет.
Контрсуггестия показывает меру сопротивления внушению, которую оказывает отдельная личность. В практике социальной суггестии разработаны способы, при помощи которых можно блокировать эту «психическую самозащиту». Контрсуггестия может быть использована не только для защиты личности от суггестивного воздействия, но и для опровержения этой защиты. Так, если в качестве средства контрсуггестии выступает недоверие к суггестору, то путем включения дополнительной информации о суггесторе можно добиться отклонения этого недоверия, и этот комплекс мер будет как раз представлять контрконтрсуггестию. Логично, конечно, предположить, что и в ответ на эти дополнительные усилия личность постарается выдвинуть новый ряд защитных мер, но до сих пор практические исследования не углубились далее первого «слоя» контрконтрсуггестии.
В повседневной жизни исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама Хотя основная черта пропаганды - апелляция к логике и сознанию, а средства, разрабатываемые здесь, - это преимущественно средства убеждения, все это не исключает присутствия определенных элементов суггестии. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия. Особенно очевидным является применение этого метода в области рекламы. Здесь разработана особая концепция «имиджа», который выступает как звено в механизме суггестии.
Подражание тоже относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе и в условиях массового поведения. З.Фрейд отмечает, что отдельное эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт индивида слишком слабы, чтобы проявиться отдельно, и должны непременно дожидаться заверки подобным повторением со стороны других.[6]
Психический феномен стадного инстинкта наблюдается у массы так же, как и у животных. Механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения. Основные способы подражания: а) посредством наблюдения модели возникают новые реакции; б) наблюдение за вознаграждением или наказание модели усиливает или ослабляет сдерживающее поведение; в) наблюдение модели способствует актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему.[7]
Существует несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Исследование этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние); низшие (низшие по социальной лестнице) подражают высшим и т.д.
Подражание имеет большое значение в процессе развития ребенка. Поэтому именно в детской психологии проводится основная масса экспериментальных исследований подражания (Обухова, 1995, С. 317). Так, исследования механизма подражания стали предметом специальной теории подражания, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие «подкрепление», А. Бандура описывает три способа следования подкрепленному поведению «модели», т.е. образца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции, б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения, в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978. С. 63). Очевидно, что все эти три способа подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. В данном случае механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения.
Воздействие не может быть рассмотрено как процесс протекающий в одном направлении: всегда существует и обратное движение - от личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений.
Лишь только известное число живых существ соберется вместе, все равно, будет ли то стадо животных или толпа людей, они инстинктивно подчиняются власти своего вождя. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля представляет то ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Он составляет собой первый элемент организации разнородной толпы и готовит в ней организацию сект. Пока же это не наступит, он управляет ею, так как толпа представляет собой раболепное стадо, которое не может обойтись без властелина.[8]
Понятно, что лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Наряду с тем, что он должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, он должен и чисто внешне импонировать довольно большой массе людей.
Лидер сначала сам был в числе тех, кого ведут; он так же был загипнотизирован идеей, двигателем которой сделался впоследствии. Эта идея до такой степени завладела им, что все вокруг исчезло для него, и всякое противное мнение ему казалось уже заблуждением и предрассудком.
Обычно лидеры не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию. Чаще всего лидерами бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на границе безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими объяснениями.
Роль всех великих лидеров главным образом заключается в том, чтобы создать веру, все равно, религиозную или, политическую, социальную, или веру в какое-нибудь дело, человека или идею, вот почему их влияние и бывало всегда очень велико. Из всех сил, которыми располагает человечество, сила веры всегда была самой могущественной, и не напрасно в Евангелии говорится, что вера может сдвинуть горы. Дать человеку веру - это удесятерить его силы. Великие исторические события произведены были безвестными верующими, вся сила которых заключалась в их вере.
Изучая стихийные группы, выделяют главным образом действия толпы и людских масс. Толпа - это относительно большое число людей, находящихся в непосредственной близости друг к другу. Масса - совокупность людей, которых волнует одна и та же тема, но они не находятся в непосредственной близости друг от друга. Стихийное поведение может быть отмечено и на уровне толпы, и в массовом масштабе.
Следующую форму стихийной группы представляет публика или аудитория, в которых законы масс действуют по тому же принципу.
Социальные движения же представляют собой организованные усилия, помогающие или препятствующие социальным изменениям. Все социальные движения начинаются с недовольства существующим социальным устройством и являются сложнейшими явлениями общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками.
Само поведение стихийных групп заключается в процессе сбора или объединения людей, чтобы образовать толпу или массу. Ожидаемое в связи с определенным событием коллективное возбуждение способствует таким явлениям как заражение, внушение и подражание.
Все эти механизмы воздействия людей друг на друга взаимосвязаны в ситуации массового поведения. Заражение является бессознательной невольной подверженностью индивида определенным психическим состояниям. Особой ситуацией, где воздействие через заражение многократно усиливается, является паника.
Внушение - это целенаправленное, воздействие одного индивида на другого или определенную группу. Так же существует такой вид воздействия как подражание которое является воспроизведением индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Данные способы воздействия чрезвычайно опасны, благодаря им человек утрачивает сознание и волю, превращается в социального автомата .Чем и пользуются определенные люди ,чтобы подчинить себе стихийные группы .Ярким примером может служить использование такого механизма в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза. Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры.
1) Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М., 1978.
2) Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. - СПб., 1903.
3) Канетти Э. Масса и власть. - М., 1997.
4) Лебон Г. Психология масс/Психология масс. Хрестоматия. - Самара: Изд. дом ''БАХРАХ'', 1998.
5) Московиси С. Век толп. - М., 1996.
6) Фрейд З. ''Я'' и ''Оно''. - Тбилиси, 1991.
7) Хосе Ортега-И-Гасет. Восстание масс//Вопросы философии, 1989. - №3-4.