Содержание
Введение
1. Социальные группы массового стихийного поведения
1.1 Общая характеристика и типы стихийных групп
1.2 Социальные движения
2. Способы воздействия на массы
2.1 Заражение как особый способ воздействия на массы
2.2 Внушение как способ воздействия на массы
2.3 Подражание как способ воздействия на массы
2.4 Характеристика лидеров стихийных групп
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Прежде чем говорить о стихийных группах, нужно понять то, что их образовало, а именно общественное мнение. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества. В определенный момент динамичность общественного мнения, а также включенность в него эмоциональных оценок действительности могут стать стимулом для образования стихийной группы.
Французский социальный мыслитель Г. Лебон наиболее известен как автор теории поведения толпы. Она была выдвинута в начале ХХ века, когда в Европе происходили глубокие перемены. В основе теории лежит мысль о том, что с людьми происходят драматические перемены, когда они становятся частью толпы.
Особый интерес и актуальность представляет изучение социальных движений, которые охватывают различные стороны нашей жизни и которых с каждым годом становится больше. Также интерес представляют механизмы образования и управления стихийными группами. Лебон в своих произведениях пишет, что в стихийной группе, а именно в главном ее проявлении- толпе, происходит фиксирование идей и чувств и исчезновение собственной личности человека, в нем в этот момент преобладает бессознательное. Прекращение деятельности мозговых полушарий и преобладание спинного мозга. Понижение умственных способностей и полное изменение чувств. Измененные чувства могут быть лучше или хуже тех, которые присущи отдельным индивидам, составляющим вместе толпу. Но сначала нужно дать общую характеристику стихийных групп и способов воздействия, реализуемых в них.
1. Социальные группы массового стихийного поведения
Приступая к классификации социальных групп, следует выделить разновидность, в строгом смысле не являющуюся ''группой'', скорее кратковременным объединением большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.
Группы о которых мы говорим возникают чаще всего стихийно, члены их не обязательно осознают свои цели, но активно действуют. Среди стихийных групп выделяют толпу, массу и публику.
Рассмотрим эти группы подробнее.
Толпа более полно исследованная стихийная группа. Лебон говорил о ней так: Под словом "толпа" подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. Но с психологической точки зрения слово это получает уже совершенно другое значение. При известных условиях -- и притом только при этих условиях -- собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты. Собрание в таких случаях становится тем, что я назвал бы, за неимением лучшего выражения, организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы. Длительность существования толпы определяется значимостью инцидента: толпа может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к целенаправленному движению. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в это время в толпе могут возникнуть элементы организации. Но они очень нестабильны: толпа легко может, и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам , одним словом – «социальное животное, сорвавшееся с цепи» [цит. по: Московиси, 1996. С.28].
Выделяются следующие виды толпы:
· окказиональная - толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию;
· конвенциональная - связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению и готовая (временно) следовать достаточно диффузным нормам поведения;
· экспрессивная - совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (ее крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза);
· действующая толпа:
· агрессивная - объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту;
· паническая - стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности;
· стяжательная - вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в транспорте и т.п.);
· повстанческая - объединенная в связи с общим возмущением действиями властей; такая толпа нередко составляет атрибут революционных потрясений.
Отсутствие ясных целей, диффузность структуры легко превращают один вид толпы в другой.
Следующей стихийной группой является масса.
Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно четкими границами. Масса - это множество людей без особых достоинств, это средний, заурядный человек. По мнению Хосе Ортега - И-Гассета, принадлежность к массе - чисто психологический признак, совсем не обязательно, чтобы субъект физически принадлежал к ней. О каждом человеке можно сказать, принадлежит он к массе или нет. Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что от такой же как все остальные, и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все.[1]
Различают открытую и закрытую массу. Открытая масса, раз возникнув, стремится стать больше. Жажда роста - это первое и высшее свойство массы. Она старается втянуть в себя каждого, кто в пределах ее досягаемости. Масса распадается также внезапно, как возникает. В этой спонтанной форме она крайне восприимчива. Открытость, обеспечивающая рост, - одновременно ее слабое место.
Противоположностью открытой массе, которая может расти до бесконечности, которая существует везде и именно поэтому привлекает всеобщий интерес, является закрытая масса. Она отказывается от роста и делает упор на структуру. В ней четко видна граница. Пространство, которое заполняет закрытая масса, именно для нее предназначено.
В массе большую роль играют организаторы: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее: это - лидеры тех организованных групп, которые принимают участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки конечные цели и тактика поведения. В то же время масса, как и толпа, достаточно разнородна, а поэтому достаточно неустойчива.
Следующая форма стихийной группы - публика.
Публика тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади и др. Публику часто именуют аудиторией. Г.Тард одним из первых разделил толпу и публику, обозначив отличительную особенность последней как психические связи ,так как она разобщена и поэтому медленнее включается в любое действие. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п.
Социальные движения - особый класс социальных явлений, имеющих отношение к массовому стихийному поведению. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. В своем начале социальное движение аморфно, плохо организовано и не имеет формы; коллективное поведение находится на примитивном уровне, а механизмы взаимодействия элементарны и спонтанны.
Социальные движения можно подразделить на общие, специфические и экспрессивные.[2]
Общее социальное движение: рабочее, молодежное, женское, движение за мир и др. Их основу составляют последовательные и всеобъемлющие изменения человеческих ценностей - изменения, которые могут быть названы культурными течениями. Они символизируют какие-то сдвиги в мышлении людей, и особенно по линии тех представлений, которые они имеют о самих себе, а также о своих правах.
В какой-то период времени множество людей может развить какую-то новую точку зрения на свои права. Это означает возникновение некоторого нового набора ценностей, которые влияют на тот способ, каким люди представляют себе свою собственную жизнь.
Общие социальные движения неорганизованны, не имеют ни устоявшегося руководства, ни признанного членского состава; им свойственна низкая степень управления и контроля. Такое движение является кратковременным в своем развитии и состоит из весьма разрозненных проявлений активности. Оно может выказать значительный порыв в одном пункте, неохоту и инерцию - в другом; оно может преуспеть в одной сфере и не проявить себя в другой. Развитие очень неровно, сопровождается задержками, отступлениями и частыми возвращениями к пройденным этапам.