Смекни!
smekni.com

Социальный институт 2 (стр. 2 из 3)

Все социальные институты, существующие в обществе, удобно подразделять на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Большинство социологов сходятся в том, что глав­ных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обще­стве всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жиз­ненные потребности коллектива или общества в целом:

- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

- потребности в безопасности и социальном порядке (политиче­ские институты, государство);

- потребности в добывании средств существования (экономиче­ские институты, производство);

- потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (ин­ститут религии).

Как уже говорилось, внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты. Неосновные институты называют еще социальными практиками или обычаями. Например, цели­бат и кровную месть с равным правом можно называть либо тради­цией, либо устоявшейся практикой. Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т. д. Обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания.

В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Так, важнейший институт – собственность - Т. Веблен возводил к потребности или склонности человека к соперничеству.

Неосновные институты можно представить как учреждение или организацию. Среди неосновных политических институтов мы обнаруживаем ин­ституты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводст­ва, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судеб­ной власти, президентства, королевской власти и т. д.

Функция - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт, процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных, т. е. общих всем функций можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции. [2, с. 190-198]

- Функция закрепления и воспроизводства общественных отно­шений. Каждый институт обладает системой правил и норм пове­дения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих чле­нов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого института.

- Регулятивная функция. Она состоит в том, что функциониро­вание социального института обеспечивает регулирование взаимо­отношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

- Интегративная функция. Эта функция включает в себя про­цессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием ин­ституциональных норм, правил, санкций, систем ролей.

- Транслирующая функция. Общество не могло бы развивать­ся, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и посред­ством смены поколений.

- Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с це­лью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаи­модействиях между институтами. [3, с. 114,115]

Наряду с универсальными, существуют еще специфические функ­ции. К ним следует отнести такие функции, которые присущи одним и не свойственны другим институтам, например: воспроизводство лю­дей, рождение новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение порядка в обществе (госу­дарство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия).

Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов обще­ственного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие поддерживают и развивают культуру. Это относится к инсти­тутам церкви и религии.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией, К примеру, функция (задача) инсти­тута образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставле­но из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных спе­циалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь ру­тинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс - в минус.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции обще­ства. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дез­организации общества.

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заяв­лены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. Явные функции институтов являются ожидаемы­ми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступа­ют непредумышленным результатом деятельности институтов или лиц, предоставляющих их. [3, с. 199-204]

В жизненном цикле института, выделяют несколько стадий (или фаз), которые качественно отлича­ются друг от друга.

Первая фаза — зарождение организации. В результате кризиса или социального движения в защиту, скажем, гражданских прав выделяет­ся группа активистов, которая вскоре преобразуется в организацию. На этой фазе появляются устав, определение и распределение задач, функций, ролей, порядок действий, режим, символика, выделяются лидеры и руководители. Второй период — фаза эффективности, на которой институт дости­гает полной зрелости. Третья фаза - период формализации, ознамено­ванный обюрокрачиванием. Из средств правила становятся самоце­лью. Господство правил, подчинивших себе живых людей, возникает из чрезмерного стремления к аккуратности и компетентности, из же­лания предупредить возможные нарушения, сбои, прогулы, брак, утечку информации и т. д. Одни институты (церковь, армия, государ­ство, политика) с легкостью поддаются засилью инструкций, правил, бумагообороту, а другие от этого погибают, например институт обра­зования. Последняя стадия - дезорганизация, институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый. [2, с. 214, 215]