3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции?
Этот вопрос объясняется динамикой социальных институтов. Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса: 1. жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения; 2. функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций; 3. эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций. [2, с. 214]
Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества. Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции. [4]
В настоящее время большинство правительств по всему миру делает или слишком много, или слишком мало. Они делают слишком много тогда, когда выполняют такие функции, которые ими вообще не должны исполняться, как, например, введение монополии или наложение ограничений на свободную торговлю, или такие, которые могут и должны выполняться какими-то определенными организациями гражданского общества, как, например, обеспечение телефонной связи или функционирование детских приютов. Они делают слишком мало, если не способны определить права на использование ограниченных ресурсов или если не могут обеспечить функционирование служб по охране безопасности граждан, их свобод и собственности. Один из способов высвободить ресурсы и позволить правительству на хорошем уровне выполнять свои важные функции – это не позволять ему заниматься такими делами, которыми оно не должно заниматься: или потому, что они сами по себе выходят за пределы его полномочий, или потому, что они лучше могут быть сделаны гражданами страны, свободно и добровольно объединяющими свои усилия. И тогда речь пойдет не только о том, что правительство будет лучше делать свою работу. Ведь если оно будет делать свою работу лучше, определяя права и обеспечивая им необходимую защиту, рынки и общественные организации будут лучше выполнять свою работу, обеспечивая рост изобилия и прогресс. [5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приоткрыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жизни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те социальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно. [3, с. 5]
В первом вопросе контрольной работы раскрыты понятия социального института и институционализации. Во втором вопросе контрольной работы рассмотрены социальные институты в зависимости от целей задач и выполняемых функций, понятие неосновных институтов, приведены функции и дисфункции социальных институтов, их жизненные циклы. В третьем вопросе проанализирован ответ на вопрос, почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции.
Список использованных материалов
1. Сорвин К. В., А. А. Сусоколов
Система социологических понятий в кратком изложении. Для студентов младших курсов. – М.: SPSL – «Русская панорама», 2002 г.
2. Кравченко А. И.
Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 г.
3. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. Ред. А. Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003 г.
4. www.sociology.isea.ru/forum/index.php
5. РОЛЬ ИНСТИТУТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ: Доклад / Том Палмер: Институт Катона, США ( www.cato.org/…/papers/palmer-rus.pdf)