Сумма в (%) 20,3 9,8 7,5 4,4 21,0 7 2 27 5,1 2,7 18,7 1,0 6,0 |
Варианты
1. Деловая карьера
2. Семья
3. Секс
4. Действия ради будущего России
5. Образование, профессия
6. Чтобы не было войны
7. Деньги
8. Любовь
9. Идеалы, вера
10 Получить от жизни побольше удовольствий
11. Другое
12. Затрудняюсь ответить
Ценностно-нормативная же ориентация молодых россиян выявлялась московскими исследователями путем постановки респондентов в ситуации выбора средств для достижения ими так называемого жизненного успеха.
Ответы на вопрос «Как вы относитесь к перечисленным способам достижения богатства и жизненного успеха?» распределились следующим образом:
а) занять должность, где можно брать крупные взятки: осуждают -52,7%, относятся спокойно - 39,9%, хотели бы иметь такую возможность -7,4% опрошенных;
б) украсть крупную сумму денег: осуждают - 79,9%, относятся спокойно - 15,9%, хотели бы иметь такую возможность - 4,6% опрошенных;
в) заняться торговлей оружием, женщинами и наркотиками: осуждают - 86,0%, относятся спокойно - 11,3%, хотели бы иметь такую возможность — 2,1% опрошенных;
г) открыть собственное дело и не платить налоги осуждают: - 29,0%, относятся спокойно - 46,1%, хотели бы иметь такую возможность - 24,8% опрошенных;
д) взять силой то, что я хочу: осуждают - 63,2%, относятся спокойно - 26,6%, хотели бы иметь такую возможность - 10,2% опрошенных.
К легитимным способам достижения жизненного успеха (зарабатывать
своим трудом и квалификацией) респонденты отнеслись так:
-осуждают -2,1%,
-относятся спокойно - 32,0%,
- хотели бы иметь такую возможность -65,9%
опрошенных.
Итак, понимание жизненного успеха и его составляющих российской молодежью сводится к наличию денег, получению образования, соответствующей карьеры, к возможности «жить в свое удовольствие». В выборе средств достижения этих целей за последние 10 лет произошел серьезный сдвиг в сторону нелегитимных способов овладения возможностями «наслаждаться жизнью». Разумеется, в духовной жизни появились и соответствующие представления, оправдывающие этот сдвиг и тем самым поощряющие молодых людей к асоциальной жизни: крайне индивидуалистические, анархические и т.д. Представим, каково их будущее?
Социальная сила таких доктрин зависит от суждения или расширения социальной базы, желающей изменить порядок вещей радикальными средствами. Надо предполагать, что в ближайшей перспективе (5-10 лет) ввиду продолжающегося системного кризиса в России и ужесточении жизненной борьбы людей сохраниться или даже частично усилится возбужденное состояние умов, требующее интеллектуальных рецептов выхода из такого состояния.
Не исключено, однако, что нынешнее «ненормальное» состояние общества со временем будет восприниматься и оцениваться как «нормальное», поскольку перманентный кризис общества обуславливает и изменение ценностных опор жизнедеятельности народа, являющихся духовными эталонами при истолковании массовым сознанием социальных фактов.
Проведенный анализ можно конкретизировать на основе представлений
17-летних респондентов об образе своей личности, которого они хотели бы достичь через 15 лет.
На вопрос: «Какими бы Вы хотели видеть себя через 15 лет?»
а) 74,5% ответили: человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети;
б) 71,5% -материально хорошо обеспеченными;
в) 49,5% - профессионалом в своем деле;
г) 44,5% - здоровым, физически сильным;
д) 30,2% - свободным, независимым человеком;
е) 24,2% - человеком с чистой совестью.
Как видим, приведенные данные не подтверждают оценки многих представителей старшего поколения о развивающейся бездуховности молодежи. Ясно, что акценты жизненных ожиданий молодежи заметно сместились - усиливается требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни в трансформирующемся обществе, что и заставляет ее ставить перед собой задачи по овладению современными образованием и профессией. Современной молодежи присуще также стремление к большой жизнестойкости, у нее упрочняются надежды лишь на себя и своих близких, и надо понять, что это естественно для условий физического выживания, в которых она оказалась. Разумеется, серьезно тревожит усиливающаяся неразборчивость в средствах достижения ими «жизненного успеха». Многое здесь продиктовано тем, что наше общество, словесно и наглядно провозглашая современные ценностно-нормативные координаты людей, ввиду ослабления социального контроля совершенно не достаточно заботится об идейной, моральной и даже правовой регламентации способов достижения молодежью своих жизненных целей. Наше общество в прошедшие 10 лет наглядно показало и даже, кажется, убедилось, что отрыв свободы от ответственности на практике приводит к хаосу в социальной
жизни.
Участие государства в социальной сфере, регулирование социальных условий жизни населения, целенаправленная работа по реализации программных целей социального развития, поддержки отдельных групп населения - представляет собой государственную социальную политику. В конкретном проявлении социальной политики выделяется три уровня: федеральный, региональный и местный. Федеральный уровень обеспечивает выделение приоритетов и программных целей социального развития, общих механизмов их реализации. На региональном уровне социальная политика осуществляется с учетом уровня экономического развития региона, его историко-культурных и этнических особенностей. На местном - происходит решение конкретных проблем населения региона.
2.4. Тенденции и перспективы развития молодежной политики в РФ.
Государственная молодежная политика - внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.
В современном мире молодежное законодательство существует во многих индустриально развитых странах, например в США, Канаде, Франции, Швеции и других. ООН уделяет внимание проблемам молодежи. В 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН принята “Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами ”. За период с 1979 года по настоящее время ЮНЕСКО принимает более ста документов по проблемам молодежи. С 1985 года действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи.
В 90-е годы началось формирование правовых основ государственной молодежной политики, которые были заложены Указом Президента РФ от 16.09.92г. “О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики”. Практические меры по реализации молодежной политики нашли свое отражение в Федеральной программе “Молодежь России”, рассчитанной на 1994-1997 годы, которая состояла из четырех подпрограмм:
- “Создание системы информационного обеспечения молодежи”;
- “Решение социально-экономических проблем молодежи”;
- “Обеспечение условий духовного и физического развития молодежи”
- “Поддержка деятельности детских и молодежных объединений”.
Основными механизмами реализации этой программы была финансовая и материальная помощь молодежным и детским объединениям.
В период с 1992 по 1998 годы большинство субъектов РФ приняло законодательные акты, в которых формулируются принципы государственной молодежной политики. Их отличительной особенностью является то, что молодежная политика строится на общероссийских принципах, хотя они и не исключают самостоятельного определения целей и задач в конкретном регионе. К настоящему времени большинство республик Российской Федерации имеют свои законы о государственной молодежной политике. При этом в региональных законодательных актах присутствуют два компонента: обязательное фиксирование принятых на федеральном уровне нормативов и нормативов, действующих в пределах региона, которые отражают региональные возможности конкретной территории. Общефедеральные нормативы фиксируют своего рода минимум, а региональные законодательства, как правило, расширяют их. Начала формироваться нормативная база поддержки молодежных организаций и на уровне местного самоуправления. То есть государственная молодежная политика в Российской Федерации: предмет совместного ведения всех уровней – РФ, субъектов Федерации, местного самоуправления.
Действующая Конституция России прямо не называет молодежную политику в предмете своего ведения, более того, в высшем законодательном акте страны нет и самого понятия "молодежная политика". Однако, исходя из общих принципов, целей и задач молодежной политики и социальной политики государства в целом, можно утверждать, что государственная молодежная политика в РФ — предмет совместного ведения всех ее уровней: Российской Федерации, субъектов Федерации, местного самоуправления.
К компетенции субъектов Федерации в области государственной молодежной политики относится:
-определение общих социально-экономических организационных;
-правовых начал и направлений государственной молодежной политики в регионе;
-правовое регулирование отношений в области государственной молодежной политики в рамках имеющейся компетенции;
-разработка и реализация региональных государственных молодежных программ с учетом социально-экономических, демографических, культурных, этнических и других условий и особенностей региона;
-формирование республиканских (областных) органов управления государственной молодежной политикой, определение структуры органов исполнительной власти, осуществляющих управление молодежной политикой;
-ведение реестра молодежных и детских объединений, действующих на территории региона;
-формирование республиканского (областного) бюджета в части расходов на реализацию государственной молодежной политики, установление нормативов ее финансирования;