3.Проблемы современной молодежной субкультуры. Политический аспект.
Известно, что в социализации личности, как в общечеловеческом явлении, особое место зани-
14
мает социализация политическая, представляющая собой процесс формирования политического сознания, политических взглядов, политического участия и поведения, т.е. всего того, что можно
назвать политической культурой гражданина. Политическая социализация может рассматри-
ваться и как целостный политико-культурный процесс, и как феномен, относящийся к отдель-
ным социодемаграфическим группам и реализуемый в формировании политической субкуль-
туры. Среди таких субкультур выделяется политическая культура молодёжи, представляющей
собой не только демографический, трудовой и кадровый ресурс, но и ресурс конструирования
и воспроизводства политической системы. Социология, которая изучает молодёжные субкуль-
туры с точки зрения групп, различающихся,прежде всего, по возрастному принципу, вклю-
чает в эту социально – демографическую группу лиц в возрасте от 14 – 15 до 28 – 30 лет. Объек-
том исследований этой науки стали молодые люди, переживающие сложный период взросления.
Как известно, это время интенсивного развития биологических, физиологических и психологиче-
ских особенностей человека, время его включения в процесс усвоения социально – значимых
ролей, необходимых для успешной адаптации в современном быстро меняющемся мире.
Молодёжь во второй половине XX – начале XXI вв. заняла гораздо более активную позицию
в обществе, нежели в предыдущее время. Это связано и с увеличением срока жизни людей, в
результате чего сместились границы взросления и замедлился процесс вступления в самостоя-тельную общественную жизнь, больше внимания стало уделяться образованию при одновремен-
ном отсутствии острой необходимости в параллельном занятии трудовой деятельностью. Из-
менился и общественный статус молодых людей: часто они уже перестали быть детьми чисто
внешне, но продолжают ими оставаться по сути своей. В рамках корпоративной субкультуры
они всё активнее демонстрируют своё специфическое отношение к окружающему их миру. При
этом, значительная часть молодёжи сегодня, как, впрочем, и в прошлом, не обладает социальным опытом, имеет крайне низкий уровень политиче-
ской культуры и не занимает устойчивых позиций в иерархической структуре общества.
Для понимания социально – культурных различий внутри этой социально-демографической
группы недостаточно использовать только количественные характеристики. Важную роль игра-
ют и качественные факторы, такие как образ мыслей, характер и содержание поведения, ус-
военные молодыми людьми социальные нормы, смыслы, значения и ценности. Между тем, пра-
вомерно говорить и о наличии специфической молодёжной субкультуры, характерной для этой
группы общества в целом. В широком смысле слова под субкультурой понимается частичная
культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, иерархию цен-
ностей и менталитет её носителей. Иными словами, субкультура – подсистема в системе куль-
туры. Это «система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Она
формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия,
15
социальная группа или местожительство»1. Ценности субкультуры не означают отказа от
культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от неё.
Практика показывает, что большинство общества, как правило, относится к субкультурам с не-
доверием. В современной литературе различаются традиционалистские и инновационно – аван-
гардные субкультуры. К традиционалистским относятся субкультуры профессиональные, воз-
никающие как позитивная реакция на материальные потребности общества. Появление инно-
вационно – авангардных субкультур связано с неприятием, а иногда, и с отрицанием «базовой»
культуры общества. Для обозначения социально– культурных установок, противостоящих фун-
даментальным принципам «базовой» культуры,используется термин «контркультура». Моло-
дёжная контркультура, по признанию исследователей, «предполагает сознательный отказ от
системы традиционных ценностей и замену их иными, связанными со свободой самовыраже-
ния, личной причастностью к новому стилю жизни. Её основной девиз – счастье человека,
понимаемое как свобода от внешних условностей, от показной добропорядочности»2.
Возникновение современной молодёжной контркультуры в нашей стране, а молодёжная
субкультура изначально заявляет о себе именно как контркультура, связывают с наступлением
эпохи постмодерна (60 – 70 годы ХХ века).Принято считать, что в некотором отношении
молодёжная контркультура является прямым социальным выражением идей постмодерна.
Имеет смысл заметить, что под постмодерном в данном случае имеется в виду некоторое со-
стояние общественного сознания, умонастроение,широкое культурное течение в первую очередь творческой интеллигенции, интеллектуальной
элиты, а затем уже и остальной культурной общественности, где молодёжь занимает передовые
позиции. Это особый тип менталитета, «постмомодернистская чувствительность»3, специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно –
следственных связей и ценностных ориентиров. Иными словами, это состояние сознания, когда
на первый план выходит не рациональная, логически оформленная философская рефлексия, а
глубоко эмоциональная реакция современного человека на окружающий его мир.Интересную трактовку генезиса контркультуры и субкультуры в модели субъективности че-
Человек рассматривается им как граница двух бесконечных миров: мате-
риального мира и мира сознания, Рельеф этой границы определяет субъективность человека. Общество состоит из людей, что даёт нам основание говорить о субъективности общества в це-
лом. Между тем, социально – психологическая жизнь общества протекает на границе этих двух
миров. Но поскольку сами миры бесконечны, то бесконечна и граница между ними. Культура
общества в данной конструкции – лишь ограниченный участок этой границы, контркультура –
другой, находящийся поблизости участок, суб-культура – участок, с ней пересекающийся.4
Россия сегодня продолжает существовать в условиях многоукладной экономики и культуры,
где императивы рыночной эффективности и пользы дополняются и корректируются иными,
касающимися других измерений нашего бытия,факторами. В свое время М.Вебер наряду с
прагматической рациональностью в человеке видел и рациональность ценностного типа, когда
16
субъект в своих действиях руководствуется не
только соображениями экономического расчета и прибыльности, но и представлениями более высокого духовного порядка, связанными с такими понятиями, как честь, совесть, патриотизм,
жертвенность и т.д. По мнению ряда социологов современное российское общество, всё больше
теряющее традиции централизованного планирования и управления всеми сферами жизни,
приобретает черты, свойственные западным социально – экономическим системам. Реальными
стали понятия всеобщего риска индивидуализированного социума, функционирование которого
характеризуется ростом нестабильности, неопределённости, непредсказуемости, неуверенности,
напряженности.5В подобной ситуации молодёжь, как наиболее
динамичная и креативная общественная группа,создаёт множество новых индивидуальных сти-
лей жизни, способов поведения и выходов из неопределённости с целью снижения рисков не-
удач и неуспехов. На наших глазах из жизни уходит идея модерна с его культом разума и
прогресса, освобождая место безличным силам социальной и национальной мифологии, пола-
гающим, что истины нет, а раз так, то всё позволено. В таком же постмодернистском смы-
словом поле мировые религии уступают место сектам, традиционные государства – сетевым
структурам, искусство – имитациям.Демократизация общественно – политических
отношений, случившаяся в 90-е годы прошлого столетия, создала условия для привлечения мо-
лодёжи к участию в общественных движениях, бизнесе и даже к работе во властных структу-
рах. Однако она, в подавляющем своём большинстве, проявила и продолжает проявлять
равнодушие ко вновь открывшимся возможностям, а процесс социализации усложнился в си-
лу тех проблем и противоречий, которые переживает в целом российское общество. Нельзя
сказать, что эта ситуация не ощущается на государственном уровне. Достаточно назвать такие
программы, как «Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федера-
ции», «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2012 го-
да», «Патриотическое воспитание граждан Росийской Федерации на 2006 – 2010 годы» и не-