множества людей или количество людей приобретает качественные параметры
социально типического. Заурядность, среднестатистичность становятся
общими социальными признаками человека без индивидуальности. Важнейшая
характеристика этого типа человека – его убеждение, уверенность в своем
совершенстве. Личность, человек как индивидуальность не убежден ни в
своем совершенстве, ни в совершенстве мира. Этот тип человека не мыслит
себе жизнь без служения чему-то высшему – обществу, людям вообще,
благородному в его понимании делу. Его жизнь подчинена самодисциплине,
что предполагает требовательность, прежде всего к самому себе,
ответственность за свои действия [3; 216].
“Под маркой фашизма в Европе впервые появился тип человека, который не
считает нужным оправдывать свои претензии и поступки ни перед другими,
ни даже перед самим собой” [2; 261].
Стремясь во что бы то ни стало, любой ценой достичь своих целей, он
присваивает себе “право действовать без всяких на то прав”. В таком
поведении раскрывается природа нового человека массы, не способного к
идейному творчеству, но желающего иметь собственные “идеи” и “мнения”
[2; 261].
Такие характеристики человека массы способствуют развитию тенденции к
своеобразному социальному нарциссизму и уверенности людей и общества в
целом в своей непогрешимости. Они перестают видеть мир в его реальном
воплощении. Уходя от правды, люди предаются всякого рода иллюзиям,
облегчая и оправдывая свою жизнь, ища более легкие пути и способы
самореализации и счастья.
Ареал распространения такого типа человека не ограничивается низшими и
средними этажами социальной иерархии. Тоталитарная система создает
оптимальные условия для восхождения торжествующей посредственности к
самым вершинам власти и авторитета. Господство посредственности,
человека массы не только не ослабляет, а, наоборот, до
гипертрофированных масштабов поощряет и стимулирует стремление людей к
постам, чинам, должностям, продвижению вверх по служебной лестнице.
Чинопочитание и вожделение чинов и наград стали по сути дела
интегральной доминантой тоталитарного сознания [2; 261].
Как установлено социально-психологическими исследованиями, процесс
идентификации, утверждения конформизма и одномерного взгляда на вещи
обычно облегчается у лиц, не уверенных в себе, испытывающих определенный
комплекс неполноценности, не чувствующих под собой твердой опоры.
Отождествление себя с сильным, авторитетным человеком, группой,
организацией придает им необходимую уверенность. Оторванность от корней,
отсутствие или нехватка ощущения твердости бытия делают легкими все
движения и повороты в поведении и действиях людей. Когда человек
чувствует себя неуверенно в своей профессии, им можно управлять,
помыкать, заставлять безоговорочно подчиняться начальнику, забыть о
щепетильности в отношении морально-эстетических норм. В то же время
такой человек обладает “среднеобразовательным” уровнем, что позволяет
использовать его на любых участках работы [5; 79].
В целом тоталитарный тип – это государственный человек, преданный этому
государству и всецело зависящий от него.
Тоталитаризм ставил себе целью добиться единства человека и общества,
государства, партии, слитности всех структур общественного бытия. В
тоталитаризме не государство существует для людей, а наоборот, люди для
государства, отдельный человек приносится в жертву гражданину, а
гражданин в свою очередь – в жертву подданному. Это препятствует
свободному проявлению общественных сил. Побеждает конформизм, народ
превращается в массу, население приобретает атрибуты толпы [2; 263].
Итак, тоталитаризм преследует одну общую цель – унификация отдельной
личности, растворение ее в массе. Единичные проявления свободомыслия
пресекаются, наиболее яркие и талантливые люди уничтожаются морально или
физически.
-
А
В
ф
ш
Ш
0
Ш
??????
вляется лишь общество. Личность – это объект влияния общества, обратного
процесса Дюркгейм не выделяет. Тоталитарное общество характеризуется
определенными признаками. Наиболее успешной работой по систематизации
этих признаков считается работа З. Бжезинского и К. Фридриха.
Исследованием этой проблемы занимались многие политологи и социологи, но
принципиально важных открытий и выдвижения новых теорий сделано не было.
Тоталитаризм как специфическое явление первой половины прошлого
столетия, особенно развился в СССР, Германии, Италии. Тоталитаризм
означает полное подчинение государству, всеобъемлющий контроль власти
над личностью. Тоталитаризм преследует цель растворения личности, ее
усреднения. Особенностью тоталитарного режима в СССР было
распространение “человека-советского” как базового типа личности.
РАЗДЕЛ 2
ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВА
2.1 Средства массовой информации в тоталитарном обществе
Созидательная деятельность, включающая в себя также и борьбу за
преобразование общественных, производственных отношений, осуществлялась
и осуществляется с помощью непрерывно протекающих информационных
процессов. Потоки информации движутся в самых различных направлениях,
имеют самую различную качественную и количественную характеристику.
Выделение сферы функционирования всей человеческой информации дает
возможность классифицировать ее по видам. Можно выделить
естественнонаучную информацию, которая отвечает познавательной
деятельности человека, информацию, необходимую для практически
преобразующей деятельности, научно-прикладную, научно-техническую,
организационно-производственную. Социальную информацию, непосредственно
отражающую общественные, социальные отношения людей [16; 47].
В этой классификации социальная информация выступает как часть
общечеловеческой, отражает взаимоотношения социальных групп, классов,
наций и народностей, всех общностей людей в процессе их производственной
деятельности.
Именно этот вид информации оказывает наибольшее влияние на формирование
общественного мнения. Социальная информация активно воздействует на
сознание и поступки людей, причем ее действие происходит часто незаметно
и подспудно, вызывая в сознании человека постепенные, не всегда сразу
замечаемые количественные изменения, впоследствии приводящие к
определенным качественным сдвигам [16; 50].
Социальная информация используется господствующим в обществе классом в
своих интересах. С помощью ее он стремится представить свои классовые
идеи и взгляды в качестве общенациональных взглядов и идей,
распространить свое мнение на все общество, превратить его в
общественное мнение. С этой целью информация сознательно и
целеустремленно отбирается и подается в специально обработанном виде.
При этом ей стремятся придать наибольшую убедительность в расчете на то,
что она может серьезным образом изменить образ мыслей, мнение каждого
человека, а, в конечном счете, перестроить общественное мнение, что,
несомненно, повлечет за собой образование новых взглядов и поведения
людей, соответствующих характеру поданной информации [16; 53].
Социальная информация играет большую роль в общественном развитии. Люди
в процессе материального производства, в своей повседневной жизни
постоянно вступают друг с другом в разнообразные отношения, которые так
или иначе обусловлены их положением в системе общественного
производства, характером труда, отношением к собственности, местом в
социальной структуре общества, той ролью, которую они играют в создании
материальных и культурных благ [16; 54].
И во всех этих отношениях в той или иной степени функционируют потоки
социальной информации, отражающие интересы тех или иных социальных
групп, различных коллективов людей. Без циркуляции социальной информации
немыслима жизнь общества, без информационных потоков невозможно себе
представить социальное развитие общества, его производительных сил и
производственных отношений, движение по пути прогресса.
“Пресса – создатель общественного мнения, выразитель повседневных мыслей
и чувств народа, “самобытная”, в настоящем смысле слова, политика, одно
из средств, которое превращает многие индивидуальные мнения в “орган
единого разума” [16; 55].
С точки зрения структуры самой социальной информации ее можно расчленить
на экономическую, политическую (в том числе идеологическую, правовую),
духовную (включающую в себя нравственную, моральную, эстетическую
информацию) и культурную. К экономической следует причислить всю
информацию, которая непосредственно отражает производственную,
экономическую деятельность людей [16; 57].
Политическая информация выражает политические взгляды и настроения
определенных классов и социальных групп, отражает господствующие идеи в
обществе, служит противоборству политических партий и всевозможных
группировок в антагонистическом мире [16; 58].
Духовная информация пронизывает сферу духовной деятельности человека. Ее
область – мораль и нравственность, литература и искусство, этика и
эстетика, педагогика и психология и так далее. Источником служат
социальные процессы, связанные с интеллектуально-творческой деятельность
человека, с миром музыки и литературы, морально-нравственных и
эстетических отношений [16; 59].
Культурная информация может быть рассмотрена как сквозная, пронизывающая
все структурные блоки, поскольку она обслуживает производственную,
экономическую жизнь общества, а также и политическую, правовую,