Смекни!
smekni.com

Социология личности 6 (стр. 1 из 7)

Курсовая: Социология личности

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 47 с, 2 приложениями, 20 источников литературы.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – проблемы личности в тоталитарном обществе.

ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ – проанализировать основные проблемы личности в

тоталитарном обществе, исследовать роль средств массовой информации в

формировании базового типа личности “человека-советского”.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – сравнительно-описательный, метод анкетирования.

В курсовой работе рассматриваются вопросы теорий личности, особенности

тоталитаризма как феномена XX века, проблемы личности в тоталитарном

обществе, особенности средств массовой информации и пропаганды в

тоталитарном обществе. Исследуется влияние средств массовой информации

на формирование базового типа личности “человека-советского”.

БАЗОВЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ, ДИКТАТУРА, КОНТРОЛЬ, ЛИЧНОСТЬ, МАССА, ОБЩЕСТВО,

ПРЕССА, РАДИО, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ), ТОЛПА, ТОТАЛИТАРИЗМ,

УНИФИКАЦИЯ, “ЧЕЛОВЕК-СОВЕТСКИЙ”.

ВВЕДЕНИЕ

Главным компонентом любой общественной системы выступают люди,

вступающие друг с другом по различным поводам в определенные

взаимоотношения. Личности свойственны биологические и психологические

особенности и социальные качества. Она является носителем социальных

функций, выполнение которых выражается в определенных, присущих только

ей чертах – мировоззрении, сознании, характере, воле, потребностях,

интересах, стремлениях и так далее. По этим качествам и определяют

возможности личности, ее творческие потенции.

Личность – это сознательный индивид, выполняющий общественную роль,

наделенный индивидуальными особенностями и занимающий определенное

положение в обществе [12; 120].

Человек – существо общественное, он является одновременно объектом и

субъектом общественных отношений. Как член общества, человек

функционирует в сфере трудовых и экономических отношений, проявляющихся

в процессе производства и потребления материальных благ [12; 122].

Чем выше уровень общей культуры человека, тем сильнее проявляется его

индивидуальность, тем меньше он поддается давлению социальной системы,

меньше “усредняется”, так как существуют определенные пределы

взаимодействия с социумом, за которые не в состоянии проникнуть никакие

внешние силы. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего,

характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от

общества, способностью противопоставить себя обществу. В XX веке

возникли и на недолгий срок распространились особенные общественные

системы, в которых личность была неразрывно связана с обществом,

являлась его частью. В тоталитарных обществах автономность,

независимость личности была невозможна.

Тоталитарное общество – это этатическое общество. Термин “этатизм”

означает “государство”. Этатическое общество – это такое общество, в

котором все стороны общественной жизни пронизаны жестким контролем со

стороны государства. Тоталитарные системы доводят практику этатизма до

высшей степени интенсивности, уничтожая все островки частной,

независимой от государства деятельности. В тоталитарном обществе и

социальная, и политическая, и экономическая жизнь каждого человека

возможна только в условиях государственного контроля [10; 78].

Тоталитарное общество – это закрытое общество. В нем все определяется

всеподавляющим государственным авторитетом, и возможность жизненного

выбора ограничена жесткими рамками. От человека требуется только одно:

подчиниться предложенной ему программе, стать покорной частью общего

социального тела, слиться с коллективной волей [10; 80].

Истоки тоталитаризма восходят к 20-м годам XX века, они связаны с

кризисом, который переживали европейские государства. Кризис демократии

в некоторых странах был обусловлен экономическими, социальными и

политическими изменениями. Государствам с устойчивой политической,

экономической и социальной системой удалось избежать поворота к

тоталитаризму, в то время как государства со слабо развитой экономикой,

формирующимися политическими режимами не смогли противостоять

утопической идее построения “нового мира”.

Исследования проблем тоталитаризма относятся к первой половине XX

столетия. Основным, наиболее полным исследованием тоталитаризма

считается работа З. Бжезинского и К. Фридриха “Тоталитарная диктатура и

автократия”, вышедшая в 1956 году. В исследовании дана универсальная

характеристика тоталитарных систем, моделей общества. Еще раньше, в 1950

году Х. Арендт выпустила книгу “Истоки тоталитаризма”. Не менее известна

работа Т. Адорно “Авторитарная личность”. И Х. Арендт и Т. Адорно видят

истоки тоталитаризма в психологии масс, говорят о “человеке толпы”,

который, утрачивая индивидуальность и личные качества, превращается в

безличную частицу стихийной массы, становясь, идеальным объектом

тоталитарного господства. Существуют также художественные

романы-антиутопии, в которых ярко изображается бесчеловечное общество

тотальной слежки, рабства, доносительства. Самое впечатляющее

произведение этого жанра – роман Дж. Оруэлла “1984”, а также

произведения Е. Замятина, О. Хаксли. Современные исследования

тоталитаризма, в большей степени основываются на работах Бжезинского и

Фридриха или других ученых, и не несут принципиальных открытий и новых

идей.

Тема “Проблемы личности в условиях тоталитарного общества” актуальна в

настоящее время потому, что с течением времени люди стали забывать

историю, забывать страшное тоталитарное прошлое нашей страны. Выросло

уже ни одно поколение, которое не знает, что такое лагерь, слежка,

доносы. Люди привыкли читать те книги, которые интересны, смотреть те

фильмы, которые новы, жить так, как хотят. Чтобы наше прошлое не

забылось, и не получило шанса вернуться, необходимы подобные работы.

Новизна работы заключается в том, что основное внимание уделяется не

общественному устройству, а отдельной личности. Об отдельной личности в

эпоху тоталитаризма никто не говорил. “Единица – вздор, единица – ноль”

– писал В. Маяковский. Эти строки отражают положение личности в

тоталитарном обществе [2; 258].

Цель работы – выяснить основные проблемы личности в тоталитарном

обществе, исследовать роль СМИ в формировании “человека-советского” как

базового типа личности в тоталитарном обществе.

Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:

Описать основные социологические теории личности.

Раскрыть сущность тоталитаризма как феномена XX века.

Проанализировать особенности формирования личности в тоталитарном

обществе.

Раскрыть основные проблемы личности в условиях тоталитарного общества.

Исследовать роль СМИ в формировании базового типа личности

“человека-советского”. РАЗДЕЛ 1

ТОТАЛИТАРНОЕ ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

Социологические теории личности

Общество как социальная система включает в себя формы и способы

объединения и взаимодействия людей, отражающие их всестороннюю

зависимость друг от друга. Человек как личность формируется в процессе

социализации, вхождения в общественную жизнь, начиная от семьи, школы и

кончая трудовой деятельностью, участием в общественной, политической

жизни. Как же происходит процесс взаимодействия личности и общества, как

человек становится субъектом социального действия, как оказывает свое

влияние на общественную и политическую жизнь? Существуют различные

концепции о взаимоотношениях личности и общества. Наиболее известны

подходы к этой проблеме классиков социологии Эмиля Дюркгейма, Макса

Вебера и Карла Маркса.

Эмиль Дюркгейм рассматривает социальную реальность, социальную среду как

автономную к индивиду, имеющему биопсихический характер. Сущность

личности он видит как двойственную реальность, в которой существуют,

взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

Причем в данном сосуществовании социальное и индивидуальное не дополняют

друг друга, не взаимопроникают, а именно противостоят, что представлено

у Дюркгейма в разных формах. Среди них: 1) постоянство человеческой

природы против исторических черт; 2) сознание и поведение объединенных

индивидов (например, государства, церкви) против поведения отдельных

индивидов; 3) социально предписанные обязанности личности против

стихийно формирующихся желаний отдельных индивидов. Общество он

рассматривает как независимую внешнюю и принудительную силу в отношении

индивида.

Э. Дюркгейм отдает предпочтение силе социальной реальности, обществу как

объективно существующим и определяющим личность условиям. Сама же

личность беспомощна по отношению к обществу. Общество выступает как

индивидуальное образование, существующее над всеми людьми как особая

надличностная реальная сила [13; 28].

Противоположную позицию по этому вопросу занимает Макс Вебер. Он придает

огромное значение в развитии общества действиям (поведению) индивида,

отдельной личности. Считает субъектом социального действия не общество,

а только отдельных индивидов. Он не исключает таких понятий как “семья”,

“нация”, “государство”, но считает, что эти формы коллективности не

могут быть субъектами социального действия.

Социальным действием можно считать, по М. Веберу, только осмысленное,

направленное на достижение ясно сознаваемых индивидом целей поведение.

Такой тип действия М. Вебер называет целенаправленным. Осмысленное,

целенаправленное действие и делает индивида субъектом социального

действия. Следовательно, статус социального субъекта в социологии, по М.