Смекни!
smekni.com

Материалы лекций по социологии (стр. 4 из 22)

Социология (от лат. societas – общество и греч. logos – учение, слово) – наука об обществе, особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем, о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом с учетом совокупности реальных отношений и взаимодействий в определенных исторических условиях.

Лекция 2

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

1. Характеристика основных этапов развития социального знания. Предпосылки возникновения социологии.

2. Формирование социологии как самостоятельной науки. Позитивистская доктрина О. Конта.

3. Учение об обществе К. Маркса. «Понимающая социология» М. Вебера.

4. Зарождение и развитие эмпирической социологии. Основные школы и направления современной зарубежной социологии.

5. Зарождение и развитие социологии в Беларуси.

Конспект лекции

1. Характеристика основных этапов развития социального знания. Предпосылки возникновения социологии

История социологии представляет собой естественный и необходимый источник развития социологического знания. Первые теоретические представления об обществе, о месте и роли в нем человека появились на заре возникновения и развития человеческих цивилизаций примерно 6-8 тыс. лет тому назад. В ходе становления и развития философских школ в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Египте, Греции, Риме социальные знания оформляются в более или менее развитые системы теоретических воззрений. Наибольшую известность приобрели идеи таких выдающихся древнегреческих философов, как Сократ, Платон, Аристотель. Они, как и современные социологи, изучали традиции, обычаи, нравы, людей, особенности их взаимодействия, обобщали факты, формулировали концепции, которые завершались практическими рекомендациями усовершенствования общества. Их взгляды принято классифицировать как научный этап в развитии социологического знания.

Дальнейшее развитие представления об обществе получили в средние века. Наибольшую известность приобрела концепция, развитая религиозным мыслителем Аврелием Августином (Августином Блаженным) в его трудах «О граде божьем» и «Земной град». Светскому государству – «земному граду» – средневековый философ противопоставляет «Божий град». Человека он рассматривает как посредника между вечным царством духа и земным царством материи; исторические события зависят от божественного проведения, а светская власть должна подчиняться авторитету церкви.

Итальянский мыслитель, историк, политик, писатель Никколо Макиавелли (1469 –1527гг.) в своем главном произведении «Государь» впервые в исследовании общества и государства делает акцент не на их структуре, функциях и закономерностях (как это принято в современном обществознании), а на поведении политического лидера и его роли в судьбе страны.

Томас Мор (1478 – 1535гг.) – английский гуманист, государственный деятель и писатель является создателем целостной литературной утопии (утопия – «несуществующая страна»), в рамках которой он описал социалистический строй, основанный на коллективной собственности на средства производства. Идеи Т. Мора получили свое дальнейшее развитие в произведениях итальянского философа и поэта Томмазо Кампанеллы (1568-1639гг.) – автора романа «Город солнца» – и английского социалиста-утописта Джерарда Уинстэнли (1609-ок.1652гг.), которые утверждали, что идеальное общество это не мечта, а общественный строй, который может быть осуществлен в действительности.

Английский философ-материалист Томас Гоббс (1588 – 1679гг.) является одним из авторов теории общественного договора. Его воззрения положили начало учению о гражданском обществе, которое, согласно его взглядам, является высшим этапом социальности. В таком обществе в результате общественного договора должна прекратиться «война всех против всех». Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен от государства необходимую поддержку и защиту.

Французские философы-просветители XVIIIв. Ш.Монтескье, М.Вольтер, Д.Дидро, П.Гольбах, Ж.Ламетри, Ж.Ж.Руссо и другие развивали важные социологические идеи о разделении властей, о возникновении государства из общественного договора, о свободе, собственности и безопасности как естественных правах человека; о свободе мысли и совести, о неограниченном суверенитете народа. В этот период под влиянием Великой Французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями. В центре такого общества – человек в его специфическом социальном измерении.

Начало современного эмпирического обществоведения связывают с выходом в 1662г. в Лондоне работы Джона Граунта «Естественные и политические наблюдения». Эта работа положила начало направлению, получившему название «политическая арифметика» и ставшему основой демографии, экономической географии, отчасти – истории, этнографии, политэкономии, экономической социологии и многих отраслей статистики.

Особенно активно эмпирические и теоретические исследования в Европе развиваются с начала XIX в. под влиянием следующих факторов. Интенсивное развитие капиталистических отношений вело к быстрому росту городов, к увеличению численности городского населения. Следствием стремительного развития рыночных отношений становится резкая дифференциация населения. Повышается уровень преступности, наблюдается рост социальной нестабильности. В это время активизируются социальные движения – восстание лионских ткачей во Франции, силезских – в Германии, чартистское движение в Англии, революция 1848г. во Франции. Все эти события свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений, о необходимости научного изучения наиболее актуальных проблем общественного развития.

В 1835г. была издана работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни», которая имела большое значение для разработки методологии и методики социологических исследований. Происходящее одновременно быстрое развитие других общественных наук – истории, экономики, права, социальной философии – еще более ярко высветило новый комплекс проблем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоятельного разрешения.

2. Формирование социологии как самостоятельной науки. Позитивистская доктрина О. Конта

Как самостоятельная академическая наука социология ведет отсчет своей истории с середины XIX века. Впервые термин «социология» в научный оборот ввел французский философ, основатель позитивизма и позитивистской социологии Огюст Конт (1798-1857гг.) в своей работе «Курс позитивной философии» в IV томе, опубликованном в 1839 г.

Основной идеей позитивного метода Конта было отделение науки от метафизики и теологии. Конт выступил против философии в традиционном ее понимании, так как эта наука, в представлении ученого, не имеет ни своего особого предмета, ни собственного метода, отличного от методов научного познания, которые используются в других науках.

Позитивную науку об обществе Конт назвал сначала социальной физикой, а позднее – социологией, противопоставив ее теологическим и метафизическим представлениям об обществе и человеке. Конт критиковал как теологов, которые рассматривали человека как создание бога или провидения, так и предшествовавших ему философов-метафизиков, которые создавали лишь «социальные утопии». Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.

Область социологических исследований очерчивалась Контом очень широко и неопределенно. Основной и первоначальной действительностью, из которой должен исходить исследователь, является общество, трактуемое им как органическое единство всего человечества. Выступая против умозрительности, Конт обосновывает необходимость применения в социологии методов наблюдения, эксперимента, сравнительного и исторического методов. Ученый исходит из предположения, что существуют естественные законы общественной жизни и их открытие дает возможность обеспечить создание социологии как науки об обществе.

По аналогии с разделами физики О. Конт разделил социологию на социальную статику и социальную динамику. Первая была сфокусирована на изучении частей общества (семьи, государства, религии и т.д.), их роли и взаимовлияния, вторая – на осмыслении законов развития и изменения социальных систем. Основные общественные институты – семья, религия, государство – анализируются ученым с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.

Рассматривая роль различных факторов, влияющих на общественное развитие, Конт делит их на первичные и вторичные. Первичные – это духовное, умственное развитие. Вторичные – климат, раса, прирост населения, продолжительность жизни.

Краеугольный камень контовской социальной динамики – закон трех стадий. В развитии общества французский философ выделил три стадии, которые соответствуют трем стадиям развития человеческого ума – теологическая (с начала зарождения человечества до 1300 года), метафизическая (с 1300 до 1800 года) и позитивная (начинается с 1800 года). Позитивизм провозглашается Контом «религией человечества». Из идеи единения чувств и разума Конт выводит большую общественную роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм.