Смекни!
smekni.com

Материалы лекций по социологии (стр. 5 из 22)

Роль Конта в истории социологии противоречива. Многие его идеи и введенные им понятия прочно вошли в оборот современной социологической мысли. Вместе с тем, социологической концепции Конта свойственны и серьезные недостатки. Так, проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, ставилось под сомнение и критиковалось еще при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни и естественных наук порой значительно различаются. Фактически все развитие (прогресс) общества этот философ сводит к ведущей роли разума, отводя второстепенную роль преобразованиям в экономике, политике и т.д. Стремясь сделать социологию наукой «позитивной», он включал в нее и элементы религиозного мышления, что низводило принципы науки до уровня обыденного сознания.

Наряду с О.Контом одним из основателей социологии считается английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903), родоначальник «органицистской школы» в социологии. На основе изучения органического мира Спенсер на семь лет ранее Чарльза Дарвина приходит к идее существования эволюции в биологическом мире и формирует принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Идея эволюции Спенсера основывалась на научных фактах и данных, а принципы эволюционизм распространялись им на все без исключения явления и процессы в природе и обществе – космические, химические, биологические, социальные.

Как и в любом организме, развитие и рост общества, считал Спенсер, сопровождается увеличением сложности его органов и частей. В обществе, как и в организме, в процессе эволюции происходит специализация составляющих его структур, усложняются и дифференцируются их функции. Однако общество имеет не только общие черты с биологическим организмом, но и отличается от него. Если в организме часть существует ради целого, то в обществе наоборот – оно, то есть общество, существует ради блага своих членов.

Спенсер считал, что показателем социального прогресса является переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм служит для блага составляющих его индивидов. Основное различие социальных структур состоит в том, является ли сотрудничество людей в достижении общей цели добровольным или принудительным. В таком различии он видел критерий, разделяющий общества «военного» и «промышленного» типов. Более прогрессивным является промышленное общество, базирующееся на принципах сциентизма, возрастающей роли науки в эволюции общества.

3. Учение об обществе К.Маркса. «Понимающая социология» М. Вебера

Развитие социологической теории в работах Конта и его последователя Герберта Спенсера создало важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную науку об обществе. Реализация этих возможностей была связана с творчеством таких выдающихся европейских ученых, как Карл Маркс и Макс Вебер. Каждый из них создал свою неповторимую картину мира и тем самым предопределил дальнейшее развитие социологии вплоть до наших дней.

Крупнейшим социологом XIX века является немецкий ученый Карл Маркс (1818 – 1883). Вместе с Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) он разработал концепцию общественно-экономической формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории. Материалистическое понимание истории исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Общество рассматривается как социальный организм, как единая социальная система, источник развития и формирования которой заключается в ней самой, а не находится вовне. Важнейшими принципами этой концепции являются следующие принципы:

· Признание закономерности общественного развития. Этот принцип означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями

· Принцип детерминизма – признание существования причинно-следственных связей и зависимостей

· Принцип поступательного прогрессивного развития общества

· Признание закономерного характера естественноисторического процесса

· Принцип соотнесения научности и объективности теоретических представлений об обществе с историческим характером эпохи, с характером социально-классовых позиций авторов этих теорий

Развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ, и, прежде всего, уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. С их изменением меняется способ производства, а вместе со способом производства – все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества.

Анализ производственных отношений дал возможность подметить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественно-экономической формации. Общественная формация – это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Основу (или базис) общественно-экономической формации образует определенный способ производства, который характеризуется тем или иным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующих этому уровню производственных отношений. Государственные, политические, правовые и иные отношения составляют так называемую надстройку общества. Развитие общества представляет собой поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших ОЭФ к высшим.

К.Маркс и Ф.Энгельс исследовали историю становления и развития основных общественных формаций: первобытнообщинной (Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), рабовладельческой и феодальной (К.Маркс «Формы, предшествующие капиталистическому производству», Ф.Энгельс «Крестьянская война в Германии»), капиталистической (К.Маркс «Капитал»). Пятой общественно-экономической формацией, которая должна была наступить в будущем, выступает коммунистическая (социалистическая) формация.

Фактически, именно Маркс впервые рассматривает общество как динамически развивающуюся систему, являющуюся продуктом исторического развития.

Одним из наиболее крупных социологов конца XIX – начала XX века, оказавшим значительное влияние на развитие этой науки, является немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920гг.) Социология определяется Вебером как наука, которая стремится понять и объяснить социальное действие. Процесс познания должен быть ориентирован на индивида, на индивидуальные действия и на их понимание, а не на изучение масс, классов и других социальных общностей. В связи с этим особое значение приобретает категория понимания, а сама веберовская социология характеризуется как «понимающая» социология.

Истинным действием, по утверждению ученого, является только индивидуальное, неповторимое действие, а все остальное – социальные общности, социальные взаимодействия – представляет лишь продукт социально осмысленных действий индивидов. Социальным у Вебера называется действие, которое ориентируется на действия других людей и соотносится с ними по смыслу. Важнейшие признаки социального действия – наличие у действующего индивида определенной цели и осмысленность самого действия.

С точки зрения мотивации вся совокупность социальных действий представлена у Вебера 4 видами: целерациональными действиями, ценностнорациональными, традиционными и аффективными.

· Целерациональным называется действие, совершаемое осмысленно, мотивированно, с использованием средств, необходимых и адекватных поставленным целям. Именно такое действие есть специфический предмет познания социологии.

· Ценностнорациональная ориентация действия отличается осознанным определением его направленности на основе личных убеждений индивида о долге, достоинстве, красоте и других ценностях.

· Традиционные действия совершаются индивидами, как правило, без длительного осмысления, основаны на привычке.

· Аффективные действия, также как и традиционные, не являются рационально осмысленными, они находятся на границе или за пределами того, что можно назвать «осмысленным», осознанно ориентированным.

Целерациональные действия являются наиболее разумными, осмысленными как по целям, ради достижения которых они совершаются, так и по применяемым для этого средствам. Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо в ассоциациях с другими, обеспечивая, таким образом, значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.

Рациональность представляет собой всемирно-исторический процесс. По мере развития человечества рационализируется способ ведения хозяйства, управление, образ мышления. Это сопровождается возрастанием социальной роли науки. Высшим проявлением рациональности по Веберу является правовое государство.

4. Зарождение и развитие эмпирической социологии. Основные школы и направления современной зарубежной социологии

На начало XX века приходится процесс зарождения и становления такого нового направления, как эмпирическая социология. Начало развитию эмпирической социологии было положено учеными так называемой чикагской школы (Чикагского университета – Парком, Берджессом, Томасом, Смоллом и др.), которая занимала доминирующее положение в американской социологии в период с 1915 по 1935 гг. Чикагская оказала значительное влияние на формирование мировой эмпирической социологии. Отличительными ее чертами являлось органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, широта теоретической ориентации, сочетание различных подходов и методов. Переход американской, а затем и европейской социологии к эмпирическим методам исследования был положен работой «Польский крестьянин в Европе и Америке» (пятитомное исследование Ф.Знанецкого и У.Томаса, в котором ученые подробнейшим образом рассматривают проблемы адаптации эмигрантов к условиям США). Влияние чикагской школы на развитие эмпирической социологии сказывалось на протяжении 30-40-х гг., после этого инициатива перешла к Гарвардскому и Колумбийскому университетам.