Смекни!
smekni.com

Материалы лекций по социологии (стр. 6 из 22)

Новый этап в развитии эмпирической социологии связан с работами П.Сорокина, который в 1930г. возглавил социологический факультет Гарвардского университета, и его ученика Р.Мертона. Ведущее положение Колумбийского университета в 40-50-е гг. определялось развитием в эмпирической социологии ее академической ветви. Главная задача социального познания в академическом направлении – открытие и формулирование универсальных закономерностей поведения человека в социальных организациях.

В Гарвардском университете активно разрабатывалась индустриальная социология и доктрина «человеческих отношений». Значительный вклад в развитие индустриальной социологии и социологии управления внесли «хоторнские эксперименты», которые проводились с 1927 по 1932 год. Обобщение обширного эмпирического материала привело Элтона Мэйо к созданию социальной философии менеджмента – новой отрасли технико-организационных и социальных аспектов управления общественным производством.

Одним из наиболее важных и сложных направлений современной социологической мысли является структурно-функциональный анализ. Основоположником этого направления является американский социолог-теоретик Толкот Парсонс (1902-1979гг.). Идеи Парсонса доминировали в англоязычной социальной теории с конца второй мировой войны до середины 60-х гг. и в настоящее время они высоко оцениваются социологами. Основные усилия Парсонса были направлены на создание общей теории действия, которая согласовывалась бы с терминологическим аппаратом и представлениями других ученых и наук о поведении сложных систем.

Продолжателем теории функционализма Парсонса стал его ученик Роберт Мертон (р. 1910 г.). Предмет рассмотрения большинства его работ – социальная структура и ее влияние на социальное действие. Мертон считает, что взгляды Парсонса слишком абстрактны, недетализированны, а потому неприменимы в исследовании социальной реальности. Своей основной задачей Р. Мертон видит создание «теории среднего уровня» – своеобразного мостика между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами. Критикуя функциональный анализ, Мертон вносит в него поправки, не изменяя вместе с тем сущности функционализма, став родоначальником структурно-функционального анализа; кроме того, он автор теории «аномии» (разложения системы моральных ценностей).

Существенный вклад в эволюцию современной западной социологии внес основоположник символического интеракционизма Дж.Мид (1863-1931), американский философ и социолог, профессор Чикагского университета. Важнейшим моментом его социологического творчества было признание примата социального над индивидуальным. Мид отрицал изначальную данность людям разума и сознания, подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества – результат социальных взаимодействий. Большую роль в таких взаимодействиях играет «символическое окружение», анализу которого ученый предавал особое значение. Именно символическое окружение оказывает решающее влияние на формирование сознания личности и человеческого «Я». Также существенное значение для развития социологии имела разработанная Мидом ролевая концепция личности. Анализ «ролей» человека дает достаточное основание для суждения не только о поведении человека, но и о его личности.

В 30-е годы ХХ века в социологии возникает новая отрасль знания – социометрия (или микросоциология) – теоретическое и прикладное направление, изучающее социопсихологические взаимоотношения личностей в малых социальных группах. Ее возникновение связано с использованием специфических психологических приемов изучения группового поведения людей и относится к деятельности ученика З.Фрейда, психиатра и социолога Джекоба Морено (1892-1974гг.). В качестве базисных понятий новой отрасли знания Морено определял «социус» – товарищ; «метрум» – измерение; «драма» – действие. Через раскрытие социально-психических механизмов и психических структур сообществ социометрия получила возможность установить социальный контроль над поведением личностей и социальных групп.

Детищем техногенной цивилизации явилась социологическая концепция технократизма. Основные постулаты данного подхода – признание особой роли технократического стиля мышления; приоритетность роли технических и научно-технических факторов в целом; рассмотрение научно-технической элиты как группы, от которой зависит не только научно-технический, но социальный прогресс. Для данной парадигмы характерен рационалистический подход к миру, стремление найти законы, управляющие той или иной сферой, ее активное преобразование в соответствии с определенными требованиями. Технократизм в социологии ориентирован на рациональный способ решения социальных проблем, возникающих в индустриальном обществе. Проблемы, представляющие широкий общественный интерес, рассматривались как технические вопросы, находящиеся в компетенции экспертов.

Эволюция технократической концепции связана с «информационными» концепциями Масуды, Тоффлера и др. Теории индустриального общества опирались на крупномасштабные сдвиги, происходившие в современном обществе. Такие изменения характеризовались как начало новой ступени в развитии цивилизации – становление «информационной эры». Главной отличительной чертой нового общества должен стать баланс между материальными и духовными ценностями, между техническим и гуманитарным знанием, приоритет экологической этики. В информационных концепциях наука и техника уже не рассматриваются как непосредственные источники всей изменений, хотя они по прежнему обладают огромной преобразующей силой.

Внедрение количественных методов и современной компьютерной техники в социологию позволило ученым осуществлять социологические исследования с большой точностью. Следствием этого стал рост интереса и возможностей социальных исследований в изучении разнообразных проблем человеческого существования.

5. Зарождение и развитие социологии в Беларуси

Понятие отечественной социологии для Беларуси не ограничивается ее территориальными пределами, а имеет более широкий контекст. Она была тесно связана с российской общественной и социологической мыслью, но также опиралась и на достижения европейских социологов и обществоведов. В развитии отечественной социологии можно выделить несколько этапов: социологическая мысль дореволюционного периода; социологическая мысль советского периода (1917-1991гг.); современный этап развития социологии в республике.

Социологическая мысль Беларуси имеет давние исторические корни –ее основы были заложены еще в XVIII-XIX веках в трудах Ф. Богушевича, К. Калиновского, А. Пашкевич и других известных ученых и общественных деятелей. В работах этих мыслителей была предпринята попытка научного изучения белорусской национальной самобытности, особенностей белорусского менталитета. Социологическая мысль в этот период тяготела к общим теоретическим построениям, сливаясь, с одной стороны, с социальной философией, а с другой – с работами этнографического и демографического характера.

Второй, так называемый советский период развития отечественной социологии, – это сложное сочетание научного поиска, творчества и политических амбиций. Центром развития белорусской социологической мысли в XX веке является Белорусский государственный университет, одной из первых кафедр в котором была кафедра с четкой социологической ориентацией – кафедра социологии и первобытной культуры, которую возглавлял профессор С.З.Каценбоген. С момента открытия университета начинает складываться и белорусская школа социологов. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры. В 1923 году в университетском журнале был опубликован первый в республике курс лекций по социологии.

Масштабы исследовательской работы значительно расширились после создания в январе 1922 года Института белорусской культуры, преобразованного в 1929 году в Академию наук Беларуси. Уже в первые годы деятельности Инбелкульта были проведены систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е.М.Карский, С.М.Некрашевич), динамики социальной структуры Беларуси (В.М.Игнатовский, М.В.Довнар-Запольский), социологии семьи, религии, образования и воспитания (С.Я.Вольфсон, С.М.Василевский, Б.Я.Смулевич). Теоретико-методологические установки белорусских социологов в целом не отличались оригинальностью, они либо воспроизводили идеи популярных школ западной социологии начала ХХ века, либо продолжали марксистскую социологическую традицию. Эмпирические социальные исследования 20-30-х годов в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями.

К середине 30-х годов социологические исследования как в СССР в целом, так и Беларуси стали постепенно свертываться. Исторический материализм стал рассматриваться как выражение подлинно научной теории об обществе, социология же была занесена в разряд псевдонаук, была объявлена буржуазной наукой и фактически с 1937-1938 годов перестала существовать как специфическая отрасль научного знания.

С середины 60-х годов начинается новый этап развития социологических исследований в республике. Интерес к социологии начинают проявлять не только ученые, но и партийное руководство республики. В 1965 году на общественных началах в Минске был открыт институт социальных исследований, который выполнял функции научного центра, координирующего социологические исследования, проводимые в республике. В 1967 году создаются проблемные социологические лаборатории в Белорусском политехническом институте, Минском пединституте, Белорусской сельскохозяйственной академии, Гродненском педагогическом и Гродненском сельскохозяйственном институтах, а также в ряде других вузов страны. Расширяется тематика социологических исследований, в частности по таким направлениям, как социальные последствия научно-технической революции на селе, проблемы изменения духовной жизни крестьянства, научное управление и социальное планирование в городе и на селе.