Женская безработица в настоящее время локализуется и обостряется применительно к так называемым слабозащищенным группам женщин: одиноким и многодетным, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов.
Несмотря на значительные усилия по преодолению женской безработицы, она становится все более неуправляемой из-за неослабевающих кризисных процессов в отечественной экономике и усиливающейся конкуренции на рынке труда.
Данные социологических опросов и специальных исследований показывают, что в стране и в дальнейшем будет расти число отказов в приеме на работу женщин с детьми, продолжится их вытеснение на менее престижные и мало оплачиваемые рабочие места. Резко возрастает приток женщин на неформальный рынок труда - в теневой и криминальный секторы экономики.
Рассмотрим создавшуюся ситуацию на примере Москвы. За 1994 год здесь безработные женщины составили 79,4%, в 1995г. – 78,9%, в 1996г. – 75%, в 1997г. – 70,6%. В 1998 году количество безработных женщин увеличилось на 47,3%, хотя их доля в составе безработных несколько уменьшилась.
По данным статистики, к середине 1998 года среди безработных женщин многодетные составляли 6%, воспитывающие детей дошкольного возраста – 65,8%, женщины с детьми-инвалидами – 3%.
Динамика числа безработных в 1998 году среди слабо защищенных категорий женщин свидетельствует о сохранении неблагоприятной ситуации: по сравнению с аналогичным периодом 1997 года количество безработных среди многодетных женщин увеличилось на 49%, а среди женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей-инвалидов, - на 63%. Возросла и продолжительность безработицы. Так, в первом полугодии 1998 года до 39% слабо защищенных категорий безработных женщин оставались без работы от 1 до 4 месяцев, 33% - от 4 до 8, 17% - от 8 до 1 года. При этом увеличилась доля долговременной безработицы.
Опыт решения проблем женской безработицы в различных регионах страны показал, что традиционные направления содействия женской занятости далеко не всегда могут быть успешно применимы в отношении слабо защищенных категорий женщин.
Прежде всего это касается полноты и достоверности информации о рабочих местах, интересующих данные категории женщин, в частности, о рабочих местах, где возможно применение нестандартных режимов труда. Ведь среди женщин с детьми наблюдается наибольший спрос на занятость с неполным рабочим днем (45%), гибким графиком работы (33%) и неполной рабочей неделей (21%). Однако, как отмечают специалисты, информации о таких рабочих местах в органах службы занятости очень мало.
Чтобы усилия по поддержке и трудоустройству слабозащищенных категорий женщин были более эффективны, целесообразно в центрах занятости выделять консультантов, специально занимающихся их проблемами.
На уровне предприятий и организаций важно заботиться о том, чтобы при регулировании социально - трудовых отношений проблемы этих категорий женщин обязательно учитывались в деятельности профсоюзов, а их интересы отражались в соответствующих разделах коллективных договоров. Меры по их социальной защите, принимаемые органами государственной власти, должны обязательно взаимоувязываться с мероприятиями, реализуемыми службой занятости на рынке труда.
2.4 Вторичная занятость женщин – один из способов
адаптации к рыночным условиям
Вторичная занятость – неотъемлемый элемент любого рынка труда. В зависимости от социально-экономической ситуации в стране она может иметь различные масштабы и причины. В России в переходный период рыночной экономики сложилось достаточно тревожное положение на рынке труда. Резкое падение объёмов производства, конверсионные процессы, вынужденное переселение граждан из других регионов и ряд других факторов усугубляют ситуацию с занятостью населения, особенно женской его половины. И как следствие – увеличение количества безработных в областях и регионах страны.
В создавшихся условиях одни женщины теряют основную (или первичную) работу совсем, становясь безработными, другие стараются сохранить занятость частичной как альтернативу полной безработице, а некоторые стараются приспособиться к новым условиям на рынке труда путем вторичной (или дополнительной) занятости. О том, как процесс адаптации происходит для женщин в период социально-экономических реформ, можно судить по результатам анализа, проведенного Центром исследования рынка труда Института экономики РАН в 1997г. в двух городах: Иваново и Нижнем Новгороде.
Для обследованных городов характерно значительное распространение вторичной занятости.
В Иваново дополнительную работу имеют 17,8% респондентов, в Нижнем Новгороде – 9,4 %. Причем в Иваново процент тех, кто регулярно занят дополнительной работой, немного превышает удельный вес подрабатывающих нерегулярно, а в Нижнем Новгороде наоборот (табл. 8).
Это можно объяснить различиями в социально-экономической ситуации регионов и в состоянии их рынков труда. По итогам 1997 г. Ивановская область занимала третье место в России по уровню напряженности на рынке труда (75,7 безработных на одну зарегистрированную вакансию) и первое место по уровню безработицы (8,4%). Женская безработица составляла 6,9%. Нижегородская область по уровню напряженности на рынке труда была на 58 месте (6,1 безработного на одну вакансию); уровень безработицы в среднем составлял 1,2 %, а среди женщин – 2,2%.
Ситуация на рынке труда в Ивановской области значительно более тяжелая, что, вероятно, и стимулирует население (занятое и незанятое) более активно искать дополнительную работу.
Чаще всего (86,5%) женщины заняты на одном дополнительном рабочем месте, а гораздо реже – на двух (12,6%).
По двум регионам в целом среди имеющих дополнительную работу преобладают занятые – 79,7%, учащиеся и незанятые составляют по 10,1%. В Нижнем Новгороде существенно больше доля учащихся (16,3%) и немного больше доля незанятого населения (11,3%). В Иваново удельный вес этих групп составляет соответственно 6,3 и 9,4%.
Отраслевая структура мест основной и дополнительной работы по регионам близка. В обоих случаях места основной работы – в промышленности (29.1%) и бюджетной сферах (53,3%) : в здравоохранении – 14,5%, образовании – 21,8%, науке – 11,5%, культуре – 5,5%.
По основной работе на первом месте бюджетные организации, затем идут АО и государственные предприятия (табл. 9).
Почти половина тех, кто имеет вторичную занятость, находят её на основной работе, другая половина занята в основном на дому (30%).
Доходы от дополнительной работы являются основным источником семейного бюджета у 13% женщин.
Возникает вопрос, в какой мере вторичная занятость естественна, а в какой носит вынужденный характер.
Среди женщин, имеющих дополнительную работу, 23,4% никогда бы не прекратили её, 44,3% оставили бы это занятие, если бы заработная плата на основной работе была больше, и 30,3% связывают свое решение с уровнем семейного дохода. По регионам эти показатели почти не различаются.
Таким образом, вторичная занятость женщин – это в первую очередь реакция на изменение ситуации на рынке труда и один из способов адаптации к рыночным условиям в переходный период.
2.5 Рыночная экономика и социальная дискриминация
женщин
Женщины активно участвуют в преобразованиях российской экономики, меняют формы своей трудовой активности. Основное социальное противоречие, сложившееся в сфере занятости россиянок, заключается в том, что, с одной стороны, рыночная модель позволяет свободно развиваться женской экономической инициативе, самостоятельности, независимости в выборе форм занятости. С другой стороны, в условиях перехода к рынку, женщины оказываются менее социально защищенными в сфере труда, чем мужчины. Женщины вынуждены не просто менять в массовом порядке свой социальный и профессиональный статус, но и в большинстве случаев его снижать, становясь безработными, а затем переквалифицироваться, как правило, на формы занятости, не требующие ни образования, ни накопленных профессиональных знаний. Иными словами, женская экономическая инициатива повсеместно вступает в конфликт с социальной дискриминацией женщин, которая проявляется в сферах труда и занятости, распределения власти и собственности, культуры и образования, политической и духовной жизни общества. Социальная дискриминация женщин является одной из форм насилия над личностью.
Какие основные проявления социальной дискриминации испытывают женщины ?
Приватизация государственного сектора экономически отрицательно сказалась на положении работающих женщин. И в условиях перехода к рынку именно государственные предприятия остаются для них основными работодателями. Условия занятости, оплаты женского труда здесь лучше. Разрыв между заработками мужчин и женщин в государственном секторе меньше, чем в частном.
В среднем зарплата россиянок остается по народному хозяйству более, чем на треть ниже, чем у мужчин.
Кроме того, большинство женщин работает в дефицитных и кризисных отраслях материального производства, на должностях, не требующих высокой квалификации в бюджетной сфере.
В российском трудовом законодательстве сохраняются положения, создающие предпосылки для дискриминации: запрет на работу в ночное время и на некоторые виды работ; ограничение рабочего времени (командировки, сверхурочные). По официальным данным, примерно треть руководителей предприятий различных форм собственности признают, что предпочитают при приёме на работу мужчин, а не женщин.
Очевидно, что необходимо преобразовать запретительный характер российского трудового законодательства в рекомендательный, дающий женщине право самостоятельно принимать решения при выборе режима и вида работы.
В табл. 10 и 11 приведены особенности форм проявления социальной дискриминации женщин в сфере труда. Проводя анализ табличных данных, можно сделать следующие заключения.