Смекни!
smekni.com

Предмет социологии (стр. 3 из 4)

Социальная стратификация подразумевает, что распределение благ в любом обществе основывается на нормах или на общепризнанных правилах. Социальные нормы – это средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. С их помощью общество и социальные общности (классы, общины, социальные организации) предъявляют своим представителям требования, которым должно удовлетворять их поведение; общество и отдельные общности на основе социальных норм направляют, контролируют, регулируют, оценивают это поведение. Нормы эти обычно отражают интересы главным образом тех, кто обладает властью навязывать именно те правила, которые они считают наилучшими, выгодными для себя. Стоит отметить, что почти в любом обществе большинство людей соглашаются с такими правилами, хотя они находятся на нижних ступенях социальной иерархии и обладают минимумом социальных и материальных благ.

Важным моментом социальной жизни является необходимость социализации каждого поколения, обучение социальным нормам. Человек от рождения не является ни бедным, ни богатым, ни руководителем, ни руководимым. Каждого ребенка приходится обучать «правилам игры», т.е. приучать к социальным нормам. Передача норм от одного социального поколения к другому жестко связана с их преемственностью. Каждое общество во всей своей справедливости – несправедливости неравенства воссоздается заново с рождением каждого ребенка. Принадлежность к стабильно существующим реальным социальным группам, часто задается передачей из поколения в поколение социальных позиций либо (и) всей совокупности черт поведения и установок. Тенденция наследования позиций – одно из свойств системы стратификации. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высоким престижем и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: 1) неравный (зачастую скрытый) доступ к подлинно качественному образованию; 2) неодинаковые возможности получения позиции в равной степени подготовленными индивидами.

Все сказанное относится к уровню межличностного взаимодействия. Но на том уровне социального взаимодействия, на котором оперирует социология, изучая социальное неравенство, мы не имеем дела с индивидами. Их статус, роли – это лишь та поверхность, за которой скрывается подлинность социальности: социальные категории людей, их потребности и интересы, типы статусов и ролей, и наконец, группы во взаимодействии и взаимоотношениях. Для обозначения всей гаммы различий между людьми существует понятие, по отношению к которому «социальная стратификация», является видовым понятием по отношению к родовому. Это – «социальная дифференциация» источник социального многообразия, двигатель развития социальных систем. Термин «дифференциация», применяемый как синоним слова «различие», употребляется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, дифференциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения.

Как видим, в теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства - неравенства. При этом под равенством понимают; 1) равенство личностное; 2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов); 3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т.д.); 4 равенство результатов. Неравенство, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком. В реальной практике изучения социальной жизни социологи особое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния, различиям в качестве образования, участию в политической власти, владению собственностью, уровню престижа.

Социальное неравенство и социальная иерархия позиций описываются разными моделями стратификации. Но в любом случае социальную стратификацию связывают с взаимодействием социальной дифференциации и социальной оценки. Люди (и группы) при этом ранжируются выше и ниже в соответствии с той социальной значимостью, которой обладают выполняемые ими виды деятельности. Поэтому при рассмотрении проблемы социального неравенства часто исходят из теории социально-экономического разделения труда, которое выражается в распределении последнего на организаторский и исполнительский, умственный и физический, сложный и простой, квалифицированный и неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный. Закрепленность различных групп людей за соответствующими родами деятельности есть основа социального неравенства. Именно социально-экономическая разделенность труда есть не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других.

В научной литературе длительное время сосуществуют две традиции, по одной из них основными элементами общественного строения признаются классы. Эта линия обычно связывается с марксизмом. Сторонники классовой теории подчеркивают, что социальная структура не охватывает все важные аспекты общественной жизни. По их мнению, превалирующие в обществе ценности, культурные традиции, общественные институты не являются частями социальной структуры. Последняя связана лишь с дифференциацией между людьми. При этом внимание исследователей направлено не на род занятий индивидов, а на различия в их профессиональных позициях, не на доходы индивидов, а на распределение доходов в обществе, которое отражает неравенство между людьми. В рамках же второй традиции понятие «социальная структура» раскрывает внутреннее строение и все многообразие связей в обществе. Так же часть общественных отношений, которая связана с иерархически организованным взаимодействием групп людей, охватывается понятием «стратификация».

Проблема разграничения теорий стратификации и классовой структуры интерпретирована И. Краусом. «Стратификация и классовое деление, - пишет он, - разные структуры отношений. Стратификация – понятие описательное, подразумевающее некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь подходящего критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения … Классы … являются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей … классы формируются, когда совокупность индивидов определяет свои интересы как сходные с интересами других из той же совокупности и как отличающиеся и противостоящие интересам другой совокупности лиц…». И.Краус подчеркивает важную роль в процессе формирования класса собственной идеологии и создания классовой организации. И. Краус иначе, чем К. Маркс, представляет себе объективные факторы, обусловливающие существование классов. В марксистской теории это прежде всего место в исторически определенной системе общественного производства, у И. Крауса – отношение к каким-либо социальным благам; поэтому любая страта, выделенная по произвольно выбранному признаку, является потенциальным классом, а любая осознавшая общность своих интересов и организационно оформившаяся страта превращается в действительный класс.

Нам представляется, что для понимания разницы между классовым и стратификационным подходами целесообразно обратится с начала к теории К. Марска. В его учении ведущее место отводится социально-классовой структуре общества, которая представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадающих в долговую кабалу.

Экономический подход к классам зафиксирован в определении В.И. Ленина, ставшем хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет: «Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В.И. Великий почин. Соч. Т. 39. с.15). Таким образом, по Ленину, главный признак класса – отношение к средствам производства. Отношения собственности, отношения к средствам производства (владение или невладение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития.