15. Молодёжь как специфическая социальная группа. Характеристика современной российской молодёжи.
Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории. В разных странах под ней понимались различные группы общества. В первую очередь, разница пониманий возрастного критерия. Например, Пифагор делил по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Ж-Ж. Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 л, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции -25).
Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные. Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности.
1. особая эмоциональная восприимчивость;
2. стремление идти на риск;
3. высокая степень мобильности;
4. высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;
5. стремление к мах проявлению сил;
6. определённое критическое отношение к старому поколению;
7. определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;
8. ощущение зависимости от третьих лиц, но стремятся её преодолеть;
9. стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;
10. стремление к идеалу.
Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качествава и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.
Завершение молодёжного возраста связано с: окончанием обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение полит прав, чёткое формирование системы ценностей.
Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская – городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.
Рос общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.
Проблема семьи и брака. В нашей стране не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела не только к положительным моментам, но и к росту безработицы, «квартирному вопросу». Родители не всегда имеют возможность помогать своим детям.
Проблема духовного и интеллектуального развития. Сорокин утверждал, что ведущий фактор в развитии общества – социокультурный. Дюркгейм говорил о ценностно-нормативном вакууме (аномии) в переходных и кризисных состояниях.
Проблема социализации. Произошёл разрыв м/у поколениями. Старшее поколение не только не способствует социализации молодёжи, но и является тормозом. Усиливается конфликтность, девиантное поведение.
Проблема труда, занятости и профессиональной подготовки. Падение интереса молодёжи к труду, невозможность удовлетворить свои потребности за счёт добросовестного труда (от 2 до 4 млн не работает и не учится).
Для решения этих проблем разрабатываются программы «Молодёжь России».
Вопрос 16.
Этносы и этнические процессы. Современная ситуация в сфере межнациональных отношений в России.
Категория «этнос» (греческое слово — «ethnos») означает племя, народ и определяется как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и особенностями культуры (включая язык, обычаи, традиции, самопознание и т.д.)
Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни, но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общность территории. Признаки, выражающие системные свойства уже существующего этноса и отделяющие его от другого этноса, —это язык, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки, т.е. компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют так называемую этническую культуру, обладающую специфическим для неё стилем.
Одной из разновидностей этнической группы является раса. Человеческая раса — это исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое проявляется в особом сочетании таких наследственных биологических признаков, как цвет кожи, черты лица и особенности телосложения.
Социальные исследователи считают, что нет такого феномена, как раса, основанная на объективных биологических различиях. Они полагают, что раса формируется на социальной основе или на основе воображаемых биологических признаков, что отличает её от других групп.
Таким образом, раса представляет собой социальное понятие, формирующееся в результате того, что группе приписывают характерные биологические признаки.
Наряду с расой выделяют и такие этнические общности, как род (клан), племя, народность, нация. К ним примыкают национальные (этнические) и этнографические группы.
Характерной особенностью рода и племени как наиболее ранней формы общинной организации является то, что они были основаны на кровнородственных связях.
Все народы мира прошли через эту первоначальную стадию развития.
В условиях рабовладельческого общества возникают народности.
С разложением феодального строя и зарождением капитализма возникает новая форма общности людей — нация.
Этническое (национальное) самосознание — отражение сознания нации и другой этносоциальной общности в индивидуальном сознании их членов, выражающее результат усвоения последними представлений об историческом опыте, состоянии и перспективах развития своего народа (этноса), его ценностях и нормах, а также о его месте и роли среди других народов и взаимоотношения между ними.
Корни национализма и национальные чувства находятся на уровне “коллективного бессознательного”. У той или иной этнической группы за всю тысячелетнюю историю накапливаются мифы, символы, воспоминания, стереотипы, связанные с восприятием другой нации, народности. Они часто связанны с оскорблением или унижением национального достоинства. Сами по себе они могут вести, а могут и не вести к этническим конфликтам. Всё дело в исторической ситуации
После Октябрьской революции центр (Россия) как бы “встряхнул отсталую окраину”, произошла мобилизация периферии. Это результат официальной политики советского режима, считает Айзенштадт. Индустриализация перемалывала в прошлом слаборазвитые народы. В результате периферия оказалась довольно тесно связанной с центром, а наиболее активные её представители были допущены в элитные слои быстро растущей советской бюрократии. Возникло противоречие между сравнительно высоким уровнем развития элиты периферии и попытками политическими средствами вогнать её в пассивное послушание. Так была заложена мина под здание СССР. Подобная перспектива, по мнению автора, грозит и самой России
17. Семья как социальный институт и социальная группа. Тенденции развития современной семьи.
Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Семья – социальный институт, выполняющий функции малой группы, реализующий потребность общества в биологическом воспроизводстве своих членов и их социализации. В качестве малой первичной группы семья и семейно-родственные отношения отличаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональной привязанностью.
Семья рассматривается как соц. ин-т в тех случаях, когда особенно важно выяснить, насколько образ семьи, ее функционирование соответствуют или не соответствуют тем или иным современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института крайне важна для прогноза будущих изменений. Анализ семьи как социальной группы имеет свою специфику. Исследование семьи ориентируется на изучение условий ее формирования, этапов развития. Процесс формирования семьи в этом случае рассм-ся как совок-ть норм и стандартов проживания, выбора брачного партнера, секс. поведения, взаимоотношений с родителями будущих супругов и санкций за невыполнение тех или иных норм, причин и мотивов разводов и т.д. Основу семьи составляет брачный союз М и Ж. Он санкционируется обществом. Брак - это истор-ки меняющаяся форма отношений между М иЖ. Посредством его общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. От характера брачных отношений в значительной степени зависит рост населения, физическое и духовное состояния новых поколений. В зависимости от формы брака выделяют типы семейной организации: моногамия и полигамия.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак. Она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родст-в или просто близких супругам и необх-х им людей.
Ее прочность обеспечивается за счет внутренних и внешних сил. Внешними являются: право, религия, общественное мнение. Внутренние - взаимная эмоциональность и экономическая заинтересованность.
Функции семьи: репродуктивная (функции воспроизводства); сексуальная (ее стали выделять относительно недавно); хозяйственно-экономическая; воспитательная; рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха); коммуникативная и регулятивная, включая социальный контроль и реализацию власти и авторитета семьи.
Семья имеет свою структуру. Под ней обычно понимается система отношений между ее членами. Выделяют такие виды отношений: родства, духовно-нравственные, отношения власти, авторитета, правовые отношения.