Смекни!
smekni.com

Социология как наука предмет и парадигмы. Основные функции социологии (стр. 13 из 20)

б) сущ-ие и функц-ие параллельно с форм. орг-ей,

в) служебное, деловое содержание,

Обычно, внеформ. орг-ии компнесируют недостатки форм-ой.

Соц.-психологическая орг. Эта система отношений не имеет производственного назначения, поводом для её возникновения явл-ся взаимный интерес. Т.о.

эта орг-ия представляет собой спонтанную общность людей, основанную на их личном выборе. Осн. эл-ты (мех-зм функц-ия):

а) лидерство (фактор самоуправления),

б) престиж (шкала признаний, в соответствии с которой каждый занимает свою позицию, по сути социометрия),

в) сетименты (симпатии, привязанности... и неприязни, антипатии...)

Организационная патология. Может быть сведена к понятию дисфункции. Орг. дисфункция означает целенедостижение.

1) Патология организационного строения:

а) Господство структуры над функцией (возникла проблема - создаём организацию). Это приводит к росту бюрократизма.

б) Бюрократизм (рутина, неразбериха, аппаратность).

в) Стагнация (потеря способности реагировать на изменяющиеся условия внутренней и внешней среды и развиваться).

2) Патология управленческих решений:

а) "Маятниковые" управленческие решения (новое решение заменяет прежнее лишь на время, после чего происходит возвращение к старому, т. е решение колеблется, как маятник, от одной крайности к другой).

б) Дублирование организационного порядка. Организационный порядок - форма самоорганизации, механизм соц. управления. В нашей деловой культуре не признана ценность организационного порядка и его постоянно пытаются подпирать дополнительными управленческими воздействиями


20. Культура общества: понятие и социологические теории

У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет учреждений культуры. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира, – система убеждений и ценностей.

Среди отечественных ученых, широко исследующих проблемы культуры, также нет единства в понимании содержательной стороны культуры. Одни из них понимают культуру общества как интегративное явление, качественно характеризующее все сферы общества, все виды общественной жизнедеятельности людей и продукты последней через меру воплощения в них в конкретных исторических формах сущностных сил человека. Другие рассматривают культуру шире, как весь мир в целом, существующий в непосредственном единстве с человеком.

Рассматривается культура и как качественное состояние общества на каждом этапе его развития, более конкретно и полнее выражающееся в достигнутом уровне развития производительных сил, производственных отношений, материального и духовного производства, науки, искусства, образования, воспитания и т.д.

Культура и общество. Культура и природа.

Передача культурных ценностей и норм от поколения к поколению есть культурное воспроизводство. Духовное производство – особая форма духовной деятельности, выделившаяся в отдельную сферу, «отрасль» производства.

Воздействие культуры общества на личность осуществляется не прямо и непосредственно, а через посредство культурной среды, в которую включена личность.

Под культурной средой понимается совокупность вещественных и личностных факторов, непосредственно окружающих человека и активно влияющих на его деятельность по потреблению и созиданию культурных ценностей

Культура – это проявление деятельностно-практического единства человека, общества и природы. Соответственно уровень ее развития определяется степенью единства общества и природы.

К основным функциям культуры можно отнести следующие:

1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически –преобразовательная.

2. Практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей.

3. Регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре.

4. Коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды получили развитие и конкретизацию в «понимающей социологии».

5. Культура выполняет функцию социализации человека. Она является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность к внутреннему, нравственному ограничению. Вместе с тем в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности.

6. Гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетическим и моральным.

Начиная с XVIII в. в отношении к культуре можно выделить две линии: первая - позитивный взгляд на культуру, вторая - антикультурная.

Просвещенческие концепции культуры. Эти концепции возникли и активно развивались европейскими мыслителями (А.Вольтер, Дж.Вико, Ш.Л.Монтескье, И.В.Гёте, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер) в русле Просвещения. В культуре они видели внутреннее духовное богатство человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру, красоте.

Эволюционистский подход к культуре. Во второй половине XIX в. в объяснении природы культуры и других социальных явлений широкое распространение получил эволюционизм. Он нашёл своё обоснование в работах социологов О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, этнографов Э.Тайлора и Л.Моргана и других крупных учёных того периода.

Основные идеи классического эволюционизма сводятся к следующему:

1. Как естественные, так и общественные явления подвержены постоянным, регулярным или частным изменениям.

2. В ходе этих изменений общество отходит от первоначального примитивного или упрощённого состояния и приобретает более сложный и дифференцированный характер. По содержанию эволюция означает рост рационального начала в обществе. В соответствии с этим устраняется хаос, конфликтность, предрассудки и слепая вера.

3. Стадии эволюции можно выстроить в шкалу от “дикости” и “варварства” до высшей ступени цивилизации. Эту высшую ступень неизменно воплощает в себя новейший Запад.

4. В ходе эволюции постоянно совершенствуются все стороны жизни общества, в том числе искусство, мораль, верования и культы. Всякие перемены в морали, литературе, искусстве по логике эволюционизма ведут к лучшему, означают развитие как усложнение, обогащение по содержанию, форме и т.д.

5. Те или иные элементы раннего состояния могут до поры до времени сохраняться в качестве пережитков.

6. Источниками эволюции являются различные безличные силы, которые сами по себе не меняются и действуют постоянно.

7. Основное направление эволюции общества и его культуры на ранних этапах - это адаптация к внешним условиям, а позднее - овладение этими условиями и их подчинение, переход на более высокий уровень существования.

Диффузионизм. В начале XX в. в противовес эволюционизму ряд социологов и этнологов развили концепцию диффузионизма.

Такой подход позволил изучать процесс распространения культуры из одного центра в другой, взаимодействия культур, раскрыть механизм освоения достижений других народов.

Марксизм о культуре. Под культурой в широком смысле слова марксизм понимал всю совокупность материальных и духовных ценностей, без которых человек не может жить и развиваться как социальный субъект. Культура - всё то, что создано и создаётся в результате его умственного труда и что составляет как бы “вторую природу”, отличающуюся от естественно протекающих природных процессов и явлений, характеризующихся тем, что люди изменяют, воспитывают сами себя.

Структурно-функциональный подход рассматривал культуру как подсистему целостной социально-культурной структуры.

В ней каждый элемент выполняет как бы служебную роль в общей системе регуляции.

Основные постулаты функционализма:

1. Существует общее функциональное единство общества. Оно выражается во взаимосвязи социальных и культурных структур.

2. Культура представляет собой интегрированную целостность, в которой каждый элемент отвечает определённой потребности всей целостности, выполняя конкретную часть работы.

3. Дифференциация функций поддерживается дифференциацией структур, складывающихся в упорядоченную систему.

4. Именно постоянное поддержание всех элементов культуры (производственные навыки, ритуалы, нормы и т.д.) обеспечивает единство общества.

Леворадикальные и авангардистские концепции. Эти концепции широко распространены в сегодняшней общественной мысли. Основное их содержание - острая критика современного западного общества, его сложившейся социальной структуры и культуры, отрицание институциональной науки.

В центр они ставят проблему отчуждения человека от общества, природы и самого себя.

Наличие множества концепций культуры есть подтверждение тому, что культура, являясь целостным социальным явлением, образуется из бесконечного многообразия составляющих её элементов и отношений. В этой связи, видимо, правильно считать, что невозможно создать некую универсальную концепцию культуры.
21. Культура как ценностно-нормативная система.

Члены каждого общ-ва так глубоко погружены в собственные верования и обычаи, что не замечают, как сами начинают подчиняться им, считая их единственно правильными и разумными. Люди сами создают такие культурные образцы кот. впоследствии подчиняются и кот. принимают за caмо собой разумеющиеся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны или не должны делать, говорят, что она нормативная, то такая, которая указывает на стандарты правильного поведения. Каким же образом осуществляется это нормативное воздействие. Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Т.о., человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в очередь; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное.