Теории «вращательного» (циклического) движения общества известны с древних времен. У словно их можно разделить на две группы. В первую можно включить теории исторического круговорота, согласно которым любое общество движется по замкнутому кругу с постоянными возвращениями вспять, к исходному состоянию, и последующими новыми циклами возрождения и упадка. Общей формулой здесь может служить известное библейское изречение: «Что было, то и будет, и что делал ось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».
В другую группу следует включить более поздние концепции, согласно которым история выглядит как цепочка независимых (или слабосвязанных) циклов, которые сменяют друг друга на протяжении тысячелетий. Это могут быть замкнутые и взаимно враждебные «культурно-исторические типы» (Н. Я. Данилевский), «Локальные культуры» (О. Шпенглер), региональные, несовместимые друг с другом «цивилизации» (А. Тойнби).
Социальная практика показывает, что для чел. Общ-ва жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов опред. Общ-ва или опред. соц. группы. Это, прежде всего, относится к тем соц. отношениям, вступая в которые, члены соц. группы обеспечивают удовлетворение наиб. важных потребностей, необходимых для успешного функц-я группы как целостной социальной единицы. Практика закрепления отношений, напр-х на удовлетворение насущных потреб-й, заключ-ся в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде соц. институтов, кот. явл-ся наиболее сложными и важными для общ-ва видами социальных связей. Соц. институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, опред-т устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно из центральных в соц-ии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед соц-ми.
В своей повседневной деят-ти люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это м.б. учеб. или науч. организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Между понятиями "институт" и "группа" имеется существенное внутреннее различие. Если группа - это совокуп-ть взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокуп-ю социальных норм, существующих в опред. области челов. Деят-ти, т.е. реализуемых на практике. Социальный институт - это организованная система связей и соц. норм, кот. объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.
Любой соц. институт возникает и функц-т, для удовлетворения той или иной социальной потребности. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.
Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Выделяют пять таких институтов в развитых обществах: это институты семейные, полит., эконом., образов. и религ. Итак, институт - это своеобразная форма человеч. деят-ти, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осущ-ся людьми, организ-ми в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потреб-ми данной соц. группы или общ-ва в целом. Институты, т.о., поддерживают соц. структуры и порядок в общ-ве.
Выделяют пять основных комплексов институтов:
1. Экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг;
2. Политические институты, регулирующие доступ к власти и ее осуществление;
3. Институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов;
4. Институты родства, связанные с браком, семьей, социализацией молодежи;
5. Институты культуры, связанные с образовательной, научной и религиозной деятельностью.
Соц. институты появляются в общ-ве как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления соц. норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, кот. способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.
Так, прединституциональная фазаобщественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше. При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль.
Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2. формирование общих целей;
3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.
Индивидуальные роли в институциональном поведении. Далеко не все социальные роли внутри института могут быть институциональными. "Плохой мальчик" или "мамин маленький помощник" - это роли в семье, но они не институционализированы. В то же время сын или дочь - это институционализированные роли. В чем же состоит различие? Институционализированная роль это наиболее постоянная в данном институте совок-ть повед-х ожиданий, отступление от кот. наиболее сурово наказывается.