Нельзя не видеть слабые стороны классиков элитизма. Если принять их схему (и тем более абсолютизировать ее), теряет всякий смысл понятие прогресса, невозможно объяснить один из самых глубоких законов общественного развития - возрастания роли масс в истории. Критики отмечают и более частные их недостатки. Известный английский социолог Т. Боттомор справедливо считает, что из работ Парето не ясно, относится ли "циркуляция элит" к процессу динамики неэлит в элиты или же к замене одной элиты другой. Действительно, обе интерпретации присутствуют у Парето, он часто пишет о том, что наиболее способные индивидуумы рекрутируются из низшей страты в высшую, а отдельные элементы элит деградируют, отпускаясь на дно общества.
Вместе с тем несомненная заслуга Вильфреда Парето состоит в том, что он выявил особую роль элиты в политическом процессе, сделал ее объектом специального исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Первоначально в политической науке французский термин "элита" получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Парето, хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколько-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX — начале XX в. Они связаны, в том числе, с именем Вильфредо Парето.
Вильфредо Парето внес огромный вклад в развитие мировой социологии.Именно Парето ввел в оборот понятие «элита», ставшее одним из ключевых в политико-социологической мысли.Из теоретических построений Парето можно извлечь главное: новая энергичная элита должна вытеснить старую, одряхлевшую. Парето был убежден в фатальной неотвратимости деградации элиты, ее неспособности устоять под натиском новой элиты. Это и находит выражение в знаменитой формуле: «История — это кладбище аристократий». И всё же эта эффектная фраза не должна заслонять того факта, что на протяжении ХХ столетия демократическим режимам удалось сформировать такие институциональные механизмы, которые в целом способны воспитывать, отбирать и постоянно обновлять правящую элиту. Не случайно в последние десятилетия заметно увеличился вес так называемых меритократов, т. е. людей, пробившихся наверх благодаря собственным заслугам.
В современных условиях делается попытка изменить формирование политической элиты нашего общества на основе демократических принципов: многопартийной политической системы, гласности, плюрализма мнений. И здесь уместно вспомнить предостережение выдающегося русского ученого И.А. Ильина, который в одной из своих работ писал, что любой государственный строй плох, если не создает условия для выдвижения к управлению страной лучших людей, любые выборы, любая демократия не имеют смысла, если в ходе их разрушаются государство и нация. Для России пока не созреют условия для демократических выборов, более предпочтительна демократическая диктатура. Справедливость его утверждения, по мнению автора, заключается в том, что в обществе, где не сформирован средний класс, а есть только два слоя: несколько процентов сверх богатых людей, а остальные находятся за чертой, или у черты бедности, отсутствуют материальные предпосылки для формирования и сохранения высокой политической культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Девятко И.Ф. История теоретической социологии. – М.: Норма, 1998.
2. Зотов А.А. Компендиум по общей социологии. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2008. – 511 с.
3. Малахов В.П. История политических и правовых учений. – М.: Изд-во Академический проект, 2003. – 236 с.
4. Мартышина О.В. История политических и правовых учений. – М.: Норма, 2004. – 285 с.
5. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2006. – 496 с.
6. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. – М.: Норма, 2005. – 944 с.
[1] Зотов А.А. Компендиум по общей социологии. – М, 2008, С. 805.
[2]Зотов А.А. Компендиум по общей социологии. – М, 2008, С. 792.
[3] Зотов А.А. Компендиум по общей социологии. – М, 2008, С. 793.
[4] Зотов А.А. Компендиум по общей социологии. – М, 2008, С. 795.
[5]Зотов А.А. Компендиум по общей социологии. – М, 2008, С. 795.
[6]Зотов А.А. Компендиум по общей социологии. – М, 2008, С. 793.
[7] Зотов А.А. Компендиум по общей социологии. – М, 2008, С. 801.