«Составным элементом областной реформы 1775 г. стало учреждение специальных губернских приказов общественного призрения. Организация таких структур была предусмотрена в 33 губерниях (в первой четверти ХIХ в. они были сформированы еще в 9 губерниях). Приказу общественного призрения поручалось «попечение и надзирание» народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен «для убогих, увечных и престарелых», «особого дома для неизлечимо больных», «работных домов для обоего пола» и т.д.».[2]
Компетенция Приказов общественного призрения постоянно расширялась. В ведение этих губернских административных органов были переданы дома для инвалидов, воспитательные дома, некоторые виды учебных заведений, смирительные дома.
Однако государственные социальные учреждения были способны оказать помощь лишь части нуждавшихся. Поэтому екатерининское и более поздние правительства в той или иной степени способствовали возникновению и деятельности раз личных филантропических обществ, поддерживали церковную и частную благотворительность. Во второй половине ХУIII — первой половине ХIХ в. значительную благотворительную деятельность вели Воспитательное общество благородных девиц (1764), Вольное экономическое общество (1765), Ведомство учреждений императрицы Марии (1797), Императорское человеколюбивое общество (1816), Комитет о раненых (1814), Комитет призрения заслуженных гражданских чиновников (1823) и др.
На рубеже ХVIII — начала ХIХ вв. наблюдался процесс становления и
развития государственного призрения. На смену нищелюбию постепенно пришла более или менее адресная помощь нуждавшимся, в т.ч. инвалидам, престарелым, больным, сиротам, погорельцам, пострадавшим от неурожаев и т.д. В конечном счете, правительственными указами 1775, 1781, 1797 гг. и другими законодательными актами в России была создана государственная система социального призрения, действовавшая под руководством специальных административно-управленческих органов и состоявшая преимуществен но из благотворительных учреждений закрытого типа. Наряду с этим идеология просвещенного абсолютизма дала импульс для расширения деятельности филантропических обществ и частных благотворителей.
В начале второй половины ХIХ в. в России исключительную остроту приобрел вопрос о преобразовании дела социальной помощи нуждавшимся. Предшествующий опыт централизованного государственного призрения, постепенное утверждение новых социально-экономических отношений, связанное с от меной крепостного права и становлением капиталистического уклада, настоятельно требовали корректировки прежних подходов к управлению социальной сферой, ставили в порядок дня переход к обновленным принципам, формам и методам благотворительности.
Российский исторический опыт государственного, общественного и частного призрения содержит немало рациональных элементов, которые при критическом осмыслении и творческом подходе могут служить полезным материалом в строительстве современной системы социальной работы.
Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.
I этап – IX-XVI вв. За это время Россия преодолела путь от подаяния милостыни до простейших форм благотворительности, таких как раздача пищи и одежды нуждающимся слоям населения.
IIэтап – начало XVII в. До реформы 1861 г. Происходит зарождение государственных форм призрения, предпринимаются попытки в развитии двух типов социальной помощи: в форме учреждения( богадельни, приюты, служебные дома) и в виде пособий, обеспечении земельными наделами и т.д.В то же появляются нововведения и в социальной сфере – основываются «Общество благородных девиц», «Шляхетский кадетский корпус» и т.д.
IIIэтап – 60-е гг. XIX в. До начала XX в.Он характеризуется новыми подходами к разработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получает частная благотворительность, меценатство, начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело.
IV этап. Важное место в истории благотворительности принадлежит периоду с 1917 г. До середины 80-х годов. Именно в это время создавались и совершенствовались различные формы поддержки детей – сирот, женщин, обучения населения грамотности, молодежные организации и т.д.
V этап. Период с конца 80-х годов по настоящее время. Начинается процесс бурного развития благотворительных организаций (фондов, ассоциаций, объединений). За последние годы возникло много новых благотворительных организаций, деятельность которых направлена на разработку и выполнение целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, формирование источников финансирования, улучшение качества жизни в целом.
Глава 2: Сущность социальной работы
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).
«Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.»[3]
«Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации».[4]
Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек.
Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.
Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.
Социальная работа как наука представляет собой область человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке теорий и систем в социальной сфере.
Одной из важнейших сфер в этой области является анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка технологий для решения социальных проблем в различных областях человеческой деятельности.
Глава 3: Институционные предпосылки становления и развития социальной работы.
«Институционализация – процесс, а также результат процесса, в котором социальные действия становятся упорядоченными в устойчивые социально-структурные особенности.
Социальная работа имеет свою специфику институционализации.
В отличие от других социальных сфер познания и практики, историческая эмпирическая практика помощи и поддержки сформировала условия для организованных усилий в деле локализации социальных проблем. Эта практика осуществлялась на основе самоорганизации общественных сил в виде различных форм институций (спонтанные акции на стихийные бедствия, благотворительные общества, частные и коллективные пожертвования, меценатство)». [5]
Социальная работа как профессиональная деятельность эволюционировала от древнейших форм родовой поддержки, через систему этнической, сословной, государственной поддержки. В результате она достигает такого развития, когда на стадии разделения труда в обществе она становится легитимной профессией.
Условно можно предположить, что в истории человечества социальная работа прошла четыре этапа своего развития.
1 этап – сохранение кровно-родственной идентичности.Древнейший период развития человечества, когда родовые нормы и ценности являются механизмом целостности общества. Главным и центральным элементом целостности выступает семья, род. На стадии родовой общины зарождаются механизмы поддержки тех субъектов общности, которые в силу разных обстоятельств не могут быть равноправными участниками жизнедеятельности.
2 этап – сохранение этнической идентичности.
3 этап – сохранение территориальной иде6нтичности. важнейшей особенностью идентичности становится принадлежность к конфессии.
4 этап – сохранение государственной идентичности. Важнейшим фактором в данном периоде является сохранение общественной идентичности и сохранение трудового капитала.
3.1. Институционные предпосылки становления и развития социальной работы в России.
Крещение на Руси в 988 году в период княжения в Киеве Владимира предопределено предшествующим ходом социально – экономического и культурного развития восточных славян, подготовившим благодатную почву для постепенного восприятия ими православной христианской веры.
Русское государство избрало византийскую православную христианскую религию потому, что она была более созвучна с характером и нравами русского народа, с его природой, духовностью и открытостью.