Таким образом, «рассеянную» массу не следует рассматривать, как некое целое, ведь она по определению чисто номинальная группа, нужно остановится на особенностях человека, которые позволяют отнести его к данной группе. По Х. Ортеге-и-Гассету «средний человек» - это человек в той мере, в какой он не отличается от других и повторяет общий тип, стихийный рост массы предполагает совпадение мыслей, целей, образа жизни. Данное повторение общего типа выражается и опредмечивается, прежде всего, в следовании людей устоявшимся стереотипам в самых разных областях жизни. Стереотипы потребностей, интересов, вкусов, взглядов навязываются и пропагандируются различными агентами манипуляции сознанием и поведением и становятся, в конце концов, неотъемлемой частью человеческого бытия.
К « рассеянной» массе или не собранной публике относят читателей одних и тех же газет, зрителей одних и тех же телевизионных программ и т.д. Может показаться, что эти массы, как и толпы, временны и ситуативны. Но так как мы говорим не о видах массы, а о форме существования современного человека, мы выделяем степень одинаковости – стереотипности, стандартизированности его мышления и реакций во всех случаях его «пребывания» в той или иной массе. Ситуативность пребывания не следует считать и ситуативностью мышления. Первое изменчиво, второе – достаточно стабильно.
В несобранной публике внешне не проявляются феномены, характерные для толпы, а некоторые из них ей могут быть вообще не присущи. Не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает полностью рефлексивность и не развивается в полном объеме процесс деиндивидуализации.
Основным источником запрограммирования для членов «рассеянной» массы выступают средства массовой информации, и добиться такого же уровня заражения, который существует в толпе, для них трудно достижимо. Они способствуют снижению рефлексивности и деиндивидуализации аудитории, не в той мере, как это происходит при физическом контакте множества людей. Главным психологическим механизмом, способствующим формированию данного феномена, выработки у индивидов сходных взглядов и готовности реагировать сходным образом на идентичные стимулы, является внушение. Этому способствует внутренняя установка «человека-массы», не привыкшего, а, зачастую и не умеющего критически мыслить, демонстрирующего «леность» ума и не желающего отказываться от подобного существования. Так же обстоит дело и со склонностью к подражанию. С одной стороны человек подражает, чтобы быть «как все», с другой же, хочет выразить свою индивидуальность. Примером последнего может послужить следование моде в той или иной области, но «человек-масса» придерживается обычно той моды, которой уже последовало большинство, что опять позволяет ему не выделяться из массы себе подобных.
Тем не менее, не смотря на то, что воздействие психологических механизмов на «рассеянную» массу и ее членов существует, следует подчеркнуть, что, оно выражено несравнимо слабее, чем в случае с толпой, так как осуществляется не непосредственно, а опосредовано, следовательно, и результаты этого воздействия не всегда однозначны. «Человек-масса» не теряет полностью способность рассуждать, он в состоянии противостоять манипуляциям с его сознанием. Существует парадокс: в «рассеянной» массе все строго индивидуально, ведь человек является «массой» не столько потому, что он живет, «как все», а потому, что он хочет жить «как все» и нет для него ничего хуже, чем стать «белой вороной», выделиться из массы себе подобных. Человек, стремящийся быть больше индивидом, несет в себе те же психологические механизмы, но всю жизнь борется с навязыванием чужого мнения, старается сохранить свою автономность. Девиз «человека-индивида» - «найди себя и оставайся собой при любых обстоятельствах». Он сам выбирает способ своего бытия, тогда как «массовый» человек чаще всего избирает себе чей-нибудь путь, мотивируя это, тем, что «кто-то» обладает теми или иными достоинствами.[13,46]
1.3 Проблема массового сознания.
Массовое сознание – крайне аморфное образование, ведь масса рассеяна в пространстве, она как бы есть, и ее как бы и нет. Массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. В формировании массового сознания участвуют как члены самой массы, так и всевозможные институты общества и государства, цель которых состоит в создании тех или иных масс, во внедрении в сознание этих масс необходимых им представлений и мнений. С содержательной точки зрения, по Дилигенскому Г.Г. в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые той или иной совокупностью индивидов, выработанные в процессе общения между собой, и совместного восприятия социальной информации.[5,256] Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает, во-первых, стереотипность всех образующих его компонентов, во-вторых, социальное признание данных компонентов.
При изучении феномена массового сознания особого внимания заслуживают работы Б.А.Грушина, Г.Г.Дилигенского, А.К.Уледова, Я.В.Любивого, В.С.Барулина, дающих ему следующие характеристики. Массовое сознание отличается от других уровней общественного сознания тем, что оно существует и реализуется в массе индивидуальных сознаний (А.К.Уледов). Массовое сознание не совпадает ни с одним из известных видов сознания: индивидуальным и общественным, классовым и неклассовым, теоретическим и обыденным, религиозным и политическим. Массовое сознание, не совпадающее ни с одним из традиционно различаемых типов сознания, перекрывает их все, оказываясь в результате по своему составу - многослойным, многосекторным, "лоскутным образованием" (Б.А.Грушин). [21]
В отличие от других исследователей Грушин четко определял носителя массового сознания. Остальные при анализе феномена подменяли «массу» «группой», теряя, таким образом разницу между ними.
В.С Барулин прослеживает динамику взаимодействия массового сознания и объективных сфер жизни общества. Он выделяет четыре стороны общественной жизни: материально-производственную, социальную, политическую и духовную, где каждая предыдущая сфера является более фундаментальной по отношению к последующей. Опираясь на марксистскую методологию, он отмечает доминирующую роль способа производства. Несомненно, именно сфера материального производства обуславливает массовизацию сознания и его предметные характеристики, определяют специфику объединения людей в социальные общности. В массовом сознании моменты социального, бессознательного, неуправляемого являются определяющими. Политическая сфера трактуется им как сфера динамики групповых и классовых интересов, в которой массовое сознание выступает как более организованное, обладающее большей концентрацией энергии действия, чем в социальной сфере.[1,143]
По структуре, массовое сознание включает основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, схожее у значительного числа индивидов. Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания. На основе эмоционального уровня постепенно образуется рациональный. Он включает различные когнитивные компоненты – прежде всего общедоступные знания, массово обсуждаемую и разделяемую информацию. Последний тезис дает основание утверждать, что массовое сознание – это сознание именно «рассеянной» массы, так как у обыкновенной толпы рациональный уровень обычно сведен к минимуму или вообще отсутствует. Внутри данного уровня различаются три основных блока. Во-первых, это блок социальных ожиданий людей и оценок ими своих возможностей влиять на общественную систему в целях реализации имеющихся ожиданий. Во-вторых, различается блок быстро меняющихся (или наоборот, крайне стабильных) мнений и настроений людей. В-третьих, выделяется блок социально-политических ценностей, которые определяют итоговое отношение носителей массового сознания к происходящему.
Целенаправленный анализ массового сознания начался вместе с анализом факторов, приведших к его формированию. Промышленная революция и начавшаяся урбанизация привели к появлению массовых профессий. Снижение доли ремесленничества и нарастающее укрупнение производства неизбежно вели к деиндивидуализации человека, к типизации его поведения и сознания. Изменения в экономической, политической и социальной сферах общества характеризовались деструктуризацией традиционных и появлением новых форм общественного сознания. Более или менее определенное употребление понятия «массового сознания» в качестве специального научного термина началось лишь в 20-30-е гг. ХХ столетия, что не удивительно, если учесть, что существование подобного сознания в принципе невозможно без функционирования средств массовой коммуникации и информации, а именно в указанный временной период происходит активное распространение этих средств. Впоследствии изучение массового сознания то затухало, то разгоралось, что связано с самой его природой и свойствами, плохо поддающимися фиксации. Тем не менее, в науке закрепились два основных варианта представлений о массовом сознании.
С одной стороны, массовое сознание – это форма общественного сознания, заметно проявляющаяся лишь в бурные, динамические периоды развития общества. В обычные же, стабильные периоды развития массовое сознание функционирует на малозаметном, обыденном уровне. Т. е. проявления массового сознания носят случайный, побочный характер и выступают в качестве признаков временного, стихийного варианта развития.