Смекни!
smekni.com

Человек-масса (стр. 4 из 7)

Что касается второго варианта представлений о массовом сознании, то, думается, он более свойственен процессам, происходящим в современном обществе. Здесь массовое сознание – есть сознание вполне определенного социального носителя – «рассеянной» массы. Возникает оно как отражение, переживание и осознание действующих в значительных социальных масштабах обстоятельств, общих для членов разных социальных групп. Несомненно, формированию массового сознания способствует деятельность средств массовой коммуникации.

В качестве форм массового сознания выступают общественное мнение и массовые настроения.

«Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение той или иной общности, или совокупности общностей, к происходящим событиям и бытующим явлениям. Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях».[12,24] В зависимости от содержания высказываний общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных или деструктивных суждениях. Обычно общественное мнение регулирует поведение людей, социальных групп, вырабатывая и насаждая определенные нормы общественных отношений.

Границы суждений общественного мнения достаточно определены. В качестве объекта высказываний выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью, если не для всего общества, то по крайней мере для большого количества людей. Причем, непременным условием формирования единого мнения должно быть совпадение отдельных мнений членов общности. Это становится возможным, если повод затрагивает одни и те же интересы и потребности людей. Особенностью современного «массового» общества является, то, что происходит постепенное сужение круга действительно значимых интересов для большого количества людей, что и находит свое отражений в стандартизации мнений отдельных лиц. Общественное мнение обобщает те или иные индивидуальные или групповые мнения, нивелирует характерные для них различия и образует тем самым массу людей, придерживающихся единого, общественного мнения. Выражение общественного мнения членами «рассеянной» массы происходит путем выборов, участием в референдумах и социологических опросах. В периоды кризисов и социальных потрясений, затрагивающих существование большого количества людей, «рассеянная» масса «материализуется» в толпу, выражая свое мнение на митингах. манифестах и в других подобных формах.

Другой формой общественного сознания являются массовые настроения. Они стали играть определенную роль еще с эпохи Средневековья. Город как особый способ формирования людей того времени порождал различные массовые процессы. Под влиянием этих процессов формировались настроения, общие для множества людей. В дальнейшем эти настроения оказываются влиятельным фактором жизни общества. Понятие «настроения» начинает использоваться при описании крестьянских восстаний, бунтов против королевской власти и т. д. Но здесь речь идет, в большей степени о настроениях толпы, а не «рассеянной» массы. В современном обществе особенности функционирования массовых настроений, по существу, сходно с функционированием общественного мнения. Отличие настроений в том в том, что они более иррациональны, мобильны и стихийны. Мнения же, чаще всего, существуют длительный период времени, они конкретны и рационально выражены.

Углубление демократических процессов, выражающихся прежде всего в вовлечении все большего количества членов общества в избирательный процесс, а так же развитие средств массовой информации и коммуникации еще больше рассеяли несобранную массу. В современном обществе (за исключением ситуации глобального кризиса) уже не существует как единого общественного мнения, так и единого массового настроения. Подобный плюрализм массового сознания, несомненно, на пользу современному «человеку-массе», т. к. заставляет его думать, анализировать и, к конечном итоге делать выбор, пусть даже этот выбор между несколькими массовыми общностями. Ведь вхождение в ту или иную массу, само по себе не несет ничего отрицательного, тем более, что в современном обществе находиться вне какого-либо вида «рассеянной» массы практически невозможно, отрицательный момент появляется. Когда человек не выбирает, а просто бездумно следует за той или иной массой.


Глава 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ЧЕЛОВЕКА–МАССЫ»

Современный «массовый» человек появляется в период разрушения традиционного и становления индустриального общества. Разные исследователи выделяют различные факторы формирования данного социокультурного типа. Основными детерминантами формирования «человека-массы» считаются следующие: индустриализацию и сопутствующую ей урбанизацию, демократизацию общественной жизни, секуляризацию духовной жизни, формирование средств массовой коммуникации, и, наконец, особенности процессов социализации индивидов в развитом индустриальном обществе. Причем, все эти факторы равноценны, и развивались не по отдельности, а тесно соприкасаясь и пересекаясь друг с другом, воздействуя на эволюцию друг друга. Задачей данной работы является анализ воздействия данных факторов на процесс формирования «массового» общества, то есть на процесс развертывания определенного социокультурного типа человека в современной цивилизации.

Сущность происшедших перемен была емко и полно зафиксирована немецким ученым Г. Шишковым: «масса существовала всегда. Но только теперь «омассовлено» общество; если ранее масса выступала как фрагмент общества, то в ХХ веке общество выступает как масса».[14,168] Речь идет не просто о становлении массы как нового социального феномена, но о становлении ее именно в качестве господствующего в обществе феномена.

Массовый характер не был присущ обществу имманентно. Традиционное, в основном земледельческое общество с его определенной изолированностью индивидов, объединенных в рамках небольших сельских общин, не могло быть почвой для формирования подобного явления. Массовый тип начинает доминировать, и общество становится массовым лишь на более зрелом этапе своего развития, а именно в эпоху развития процессов технизации, урбанизации и демократизации, в индустриально-капиталистическую эпоху.

2.1 Процессы индустриализации и урбанизации

Признание повсеместно утверждающегося индустриального капиталистического производства в качестве важнейшего фактора процессов массовизации отмечено впервые в марксистской литературе. К. Маркс показал, что базой для ускоренного формирования и распространения массовых явлений служит определенный уровень развития производительных сил, совпадающий с промышленной революцией, ростом машинного производства.

Понятие «массовизация» классиками марксизма не использовалась и оформилось в отечественной социологической литературе только к 80-м годам ХХ века в основном благодаря работам Б. А. Грушина и Г.Г. Дилигенского. Массовизация, как указывает Г. Г. Дилигенский, не тождественна усилению роли масс как субъекта исторического действия. [5,18] Правильнее будет понимать под этим термином связанное с переходом к индустриальному обществу включение растущего числа людей в однотипные процессы (производственные, распределительные, культурные и др.) и формирование на этой основе однородных укладов, стилей жизни, типов мышления. В структуре массовизации Б. А. Грушин предлагает выделить два важных момента: объединение в рамках общности большого, несопоставимого с прежними эпохами, числа индивидов, ведущее к умножению социальных связей; уравнение характеристик деятельности индивидов, ведущее к определенному уравнению свойств самих индивидов.[4,31] И если К. Маркс в основном рассматривает первый момент и. таким образом, воспринимает массу как множество людей, объединенных новыми экономическими отношениями в некую абстрактную общность, то Х. Ортега-и-Гассет, говоря о роли науки и промышленности в развитии «человека-массы», обращает особое внимание именно на изменение свойств индивидов под воздействием данных факторов. Он объединяет эти факторы под единым термином «техника». Его интересует не столько сам внешний процесс массовизации, сколько те внутренние метаморфозы, которые развиваются в человеке под их влиянием. По мнению Х. Ортеги-и-Гассета, развитие техники породило у «человека-массы» новое представление о жизни. «Никогда еще рядовой человек не утолял с таким размахом свои житейские запросы. То, что раньше считалось удачей и рождало признательность судьбе, стало правом, которое не благословляют, а требуют».[13,71] Материальный и управленческий технический прогресс становится практически безграничным.

Об этом говорит и Г. Маркузе, описывая «одномерное» общество следующим образом: «Никогда прежде общество не располагало таким богатством интеллектуальных и материальных ресурсов и, соответственно, никогда прежде не знало такого объема господства общества над индивидом».[9,10]

О. Тоффлер так же считает массового человека порождением индустриального общества (по его терминологии общества «второй волны»). Зародившись в крупном промышленном производстве, фабричный стиль работы проникает в контору, в другие сферы и области жизни: «каждый работающий выполняет очень маленькую без конца повторяющуюся работу, без какого либо понимания ее отношения к целому, без какой-либо надежды на своеобразие и творчество».[17,52] Наиболее выгодным делом в эпоху «второй волны» было массовое, серийное, стандартизированное производство и соответствующая организация сбыта. Последнее стимулировало формирование массовых стандартов, стереотипов потребления, в широком смысле единообразие, деиндивидуализация превращались в позитивную социальную норму. Эта тенденция стала особенно выраженной в период формирования крупных промышленных монополий.