Смекни!
smekni.com

Социально психологическая готовность к семейной жизни (стр. 1 из 4)

Морской государственный университет

имени адмирала Г.И. Невельского

Морской гуманитарный институт

Факультет психологии

Кафедра философии и философской антропологии

РЕФЕРАТ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ПАР)

Выполнила: Ефимова Т.А.

Научный руководитель: Сакутин В.А.,

д.ф.н, профессор.

Владивосток

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. «Готовность к семейной жизни» как предмет изучения ……..……4

Глава 2. Студенческая семья как особый тип брачных отношений ….…...14

Заключение …………………………………………………………………….22

Библиография …………………………………………………..……...............24

Введение

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, то есть, от целой системы социально-психологических установок личности, определяющей положительное эмо-циональное отношение к семейному образу жизни. Сегодня неуклонно уве-личивается число молодых людей, вступающих в отношения сожительства и остерегающихся официального признания семейного союза. Данное обстоятельство выдвигает ряд вопросов, которые могли прояснить психологическую суть отношений сожительства, уровень зрелости сожительствующих и степень их ориентированности на перспективу гражданского брака. Готовность к браку как один из критериев такой зрелости становится, таким образом, интереснейшим предметом для исследователя, так как выступает, с одной стороны, показательным конгломератом социальных установок молодых, и, с другой стороны, психологическим феноменом, сквозь призму которого отражается наличие, или отсутствие тех потребностей и мотивов, которые, собственно, и лежат в основе стремления вступить в гражданский брак (например, готовность заботиться о любимом человеке, потребность в родительстве, духовный взаимообмен и пр.). Это вполне соответствует социальному запросу на правильное понимание роли брака в современном обществе и его полноценную реализацию. В целом же, подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в сфере демографии является актуальной серьезной общегосударственной проблемой.

Глава 1. Готовность к семейной жизни как социально-психологическое понятие

Закон большинства государств требует регистрации брака, которая, как правило, сопровождается заключением брачного контракта. В нашей стране брачные отношения реализуют, прежде всего, принцип добровольности - предполагает свободное согласие лиц, вступающих в брак, их свободное волеизъявление относительно оформления брака, является одним из основных условий для оформления брака согласно семейному кодексу и многочисленным международным правовым договорам. В них союз женщины и мужчины основан на взаимной любви и уважении - на чувствах, свободных от материальных расчётов [16]. Действительным признаётся только брак, зарегистрированный в государственных органах записи гражданского состояния (ЗАГС). В нём супруги имеют равные права и обязанности во всех аспектах брачных отношений, а также всех материальных аспектах.

Понятие «готовность к семейной жизни» было в фокусе внимания таких исследователей, как Борман Р.[3], Шилле Г., Т. В. Андреева[2], И. В. Гребенников[6], В. А. Сысенко[14] и А.Н. Сизанов[13].

И. В. Гребенников [6] указывает на то, что в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Однако, подчёркивает автор, даже настоящее взаимное чувство любви не означает того, что молодые люди готовы к браку - то есть, к реализации тех новых прав и обязанностей по отношению друг к другу и к будущим детям, которые появляются вместе с созданием семьи.

Т. В. Андреева[2], И. В. Гребенников[6] и В. А. Сысенко[14] выде-ляют три основные ступени готовности молодёжи к браку:

1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Половая зрелость - одна из важнейших основ супружества, однако, не показатель социальной и психологической готовности к браку, а также и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. Также необходима этическая, экономическая готовность к семейной жизни, элементарные навыки воспитания детей и самовоспитания. Поэтому возникает сложность в определении готовности к браку.

2. Социальная готовность. Среди показателей социальной готовности к созданию семьи данные авторы выделяют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С ними неразрывно связана социально-экономическая готовность к браку, то есть, способность молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. При этом, часть молодых людей 18-19 лет пользуется материальной поддержкой родителей. Зависимость от такой поддержки серьёзно усложняет существование молодёжных брачных союзов.

Кроме прочего, социальная готовность к браку предполагает и принятие на себя ответственности друг за друга, семью в целом и за будущих детей.

3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность молодых людей, вступающих в брачные отношения. Она содержит в себе целый ряд взаимозависимых и взаимоопреде-ляющих факторов: сформированный идеал семьи, ясное представление о целях брачных отношений, осознанных собственных мотивов вступления в брак и взаимных ожиданий от него, а также о супружеских и родительских обязанностях. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы созна-тельными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

А.Н. Сизанов[12] в понятии «готовность к семейной жизни» различает социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность:

1. Социально-нравственная готовность, по мнению автора, предполагает гражданскую зрелость - возраст (для девушек 20 - 22 года, для юношей - 23 - 28 лет), наличие образование, профессии, экономический независимости, а также сформированного нравственного сознания. Сформированное нравственное сознание предполагает у юношей и девушек понимание социальную значимость семьи, обладание чувством ответственности, готовность к взаимоуважению, а также к реализации всех прав и обязанностей людей, вступающих в брачные отношения.

2. Мотивационная готовность. Основным мотивом вступления в брачные отношения является чувство любви. Однако существуют и иные мотивы: по рассудку (мотивы: «чтобы не засидеться в девках», «пришло время жениться», «хочется остаться в городе после учебы», «по примеру подруг или друзей» и т.п.); по материальным соображениям. Мотивационная готовность предполагает самостоятельность (наличие бытовых навыков, материальную независимость от родителей, умение решать жизненно важные вопросы) и чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей.

С.И. Ожегов[9] объясняет ответственность как необходимость, обязанность отвечать за свою деятельность. Понести же ответственность - это значит получить возмездие, понести наказание за свои поступки. В философском словаре ответственность рассматривается как особое социальное и морально-правовое отношение человека к обществу, это соотношение способности и возможности человека в его моральном выборе, в своих действиях, результаты которых связаны с одобрением или осуждением, с вознаграждением или наказанием. Если человек отвечает за что-то, то, надо полагать, он отвечает и перед кем-то, за кого-то[19]. Ответственность как личностная особенность (или черта характера) - категория относительно устойчивая, стабильная, и, казалось бы, она должна проявляться в самых разных ситуациях, но как показывают исследования А.Л.Слободского, имеет место и «избирательная ответственность» (К.Муздыбаев, 1983). Иное мнение у Берковеца и Даниельса (1964), сформулировавших концепцию норм социальной ответственности. Они считают, что чувство ответственности у человека возникает при осознании того, что кто-то нуждается в его помощи. Причем помощь оказывается без предвкушения какого-либо вознаграждения, правда здесь не исключается принцип «платить за добро добром».

Ответственность - это, прежде всего свойство личности, ее характеро-логическая особенность. Это категория этики и права, которая включает в себя такие признаки, как честность, справедливость, точность, надежность, исполнительность, готовность человека отвечать за свои поступки, а это не маловажно в семейной жизни. Так как ответственные люди, как правило, не циничны, не враждебны, они податливы, послушны, выносливы, общительны, спокойны, рассудительны, надежны, либеральны, придерживаются семейных норм и стандартов, они обязательны[8].

Психологическая готовность к созданию семьи, по мнению А.Н. Сизанова [12], отражается в развитых навыках общения с людьми, в единстве или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умение создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств. Автор отмечает большую пластичность психики, характерную для молодых, высокую способность адаптации к новому типу отношений, а также подавляющее число возрастных соответствий, при которых разница в возрасте вступающих в брачные отношения не составляет более трёх-пяти лет.

Культура общения требует от человека умения понимать состояния других людей. Это чрезвычайно важное умение для семейной жизни. Только уважительное, бережное отношение к чувствам другого человека, открытое высказывание своего отношения и умение показывать и объяснять свои чувства способны привести к развитию доверительных отношений с любимым человеком. Важны также терпимость и спра-ведливость в оценке поступков друг друга.