Смекни!
smekni.com

Конфликт как социальное явление (стр. 1 из 12)

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Понятие социальногоконфликта. . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.1 Социальная природа конфликта,фазы,происхождение,виды. . . . . .4

1.2 Структура конфликта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Глава 2. Динамика социального конфликта. . . . . . . . . . . . . . . . . 18

2.1 Возникновение и стадии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

2.2 Управление конфликтной ситуацией и постконфликтная стадия. . . . 20

Глава 3. Социальные конфликты в современной России (2000-е гг.). . . . . . . 28

3.1. Социальные конфликты в современном обществе. . . . . . . . . . 28

3.1 Пример социального конфликта. Конфликт между мигрантами и

коренными жителями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . .34

3

Введение

Целью данной курсовой работы является анализ конфликта как социального явления.

Задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть понятие социального конфликта.

3. Проанализировать динамику социального конфликта.

4. Выявить социальные конфликты в современной России (2000-е гг.)

Предмет исследования: анализ конфликта как социального явления.

Объект исследования: конфликтанты.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов. Широкое распространение этого явления и послужило основой для данной работы.

Вопросы о возможности существования общества без конфликтов, является ли конфликт проявлением дисфункций организаций, аномалией в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми в некоторой мере освещает данное исследование.

Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Конфликт, в особенности социальный, весьма интересное явление в общественной жизни людей, и в связи с этим не случаен интерес к нему многих крупных ученых, занимающихся весьма широким спектром наук. Так, Дмитриев А.В. писал: «Конфликт - это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло».

Природа сложна, но не злонамеренна. Природа конфликтов иная: конфликтующие стороны могут быть злонамеренными, доброжелательными или нейтральными, порою сами не ведая и тем более не зная истинных тенденций другой стороны.

Итак, перейдём к анализу тематики данной курсовой работы.

4

Глава 1. Понятие социального конфликта.

1.1 Социальная природа конфликта,фазы,происхождение,виды.

В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Такое подразделение мы находим прежде всего у весьма авторитетного историка социологии Джеффри Александера. Теории Маркса ,Вебера ,Парето , а из ныне живущих - Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те , в которых проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений. Дюркгейм , Парсонс , Смелсер преимущественное внимание уделяют проблеме стабильности и устойчивости . Их теории ориентированы не сколько на изучение конфликта , сколько на обоснование консенсуса.

Это деление направлений социологических теорий можно признать верным лишь с определенной долей условности. Главным образом оно основывается на противопоставлении функционализма и социологии конфликта , сформулированным Ральфом Дарендорфом.

Итак , конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе , своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами , интересами и потребностями . Существенная сторона социального конфликта состоит в том что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей , которая модифицируется(укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента :

-во-первых, степень значимости более широкой системы связей , преимущества и потери , вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;

-во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;

-в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга , способность учитывать интересы оппонента.

Таким образом , основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом :

1. Исходное положение дел; интересы сторон ,участвующих в конфликте ; степень их взаимопонимания.

2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.

3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения дел.

4. Отсутствие взаимопонимания , т.е. понимания интересов противоположной стороны.

5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.

6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.

7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.

8. Тупиковая ситуация , ее саморазрушающее воздействие.

9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.

10. Переосмысление , переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

5

11. Новый этап социального взаимодействия.

Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел , возрастанием притязаний , радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно , пока не происходит некоторое событие , которое играет роль своего рода спускового механизма выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеологоия защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов.

Природа человека и социальный конфликт - вопрос о том, какова природа конфликта, кажется на первый взгляд очень ясным и простым. Но, как это часто случается, он содержит в себе несколько иных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-вторых, о их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, о возможностях регулирования конфликтов.

Во многом ответы на эти вопросы зависят от более общих мировоззренческих установок, которые принимаются в качестве исходной базы в рамках соответствующих социологических теорий. Прежде всего понимание конфликта связано с пониманием природы самого человека. Человек? Что это такое? И в чем состоит его собственная природа?

С древних времен до наших дней сталкиваются между собой по меньшей мере две точки зрения при ответе на этот вопрос.

Первая точка зрения восходит к Аристотелю (384-322 до н.э.), к его знаменитому трактату «Политика», в котором этот основоположник европейской науки систематизировал сложившиеся к его времени взгляды на общественное устройство и дал свой ответ на вопрос о лучших и худших видах организации совместной жизни людей. Аристотель утверждал: «государство - продукт естественного возникновения... Государство принадлежит тому, что существует по природе, человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто... живет вне государства,- либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек".

«Очевидно,- утверждает Аристотель,- государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому» .

Как видно из приведенных высказываний. Аристотель в решении главного вопроса социологии о соотношении общества и индивида недвусмысленно отдает приоритет обществу Общество, государство для него есть первичное начало, это целостность, а отдельный человек - часть более широкого целого. Государство, право, справедливость, по Аристотелю,- разные стороны государственного общения, стремление к которому заложено во всех людях от природы. Деление же людей на тех, кто властвует, и тех, кто подчиняется. Аристотель относит к естественным законам природы. Аналогичным образом решает обозначенную проблему и Платон (427-347 до н.э которого иногда называют первым социалистическим мыслителем.