Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: «Общество и личность», «Социальные науки и право».
Общество, по его мнению, это психическое взаимодействие людей, и его нельзя рассматривать с помощью пространственных категорий.
Отмечал наличие кризиса в современном социальном познании, выход из которого надо искать в области методологии.
Настаивал на пересмотре всех основ социального знания.
1.2 Субъективно –нормативная концепция.
П.И.Новгородцев (1866-1924)
Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. Общество – сознание отдельных лиц.
Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их концепции права о том, что социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму. Эту идею он положил в основу «системы нравственного идеализма». Поворот к идеализму возможен только в результате разрыва с позитивизмом.
В.М.Хвостов (1868-1920)
Социология – особая промежуточная наука, которая использует типологические методы.
Личность – социокультурное образование, на которое общество и культура ставят свой отпечаток.
Хвостов отрицательно относился к революции как форме разрешения социальных противоречий. Необходимо учитывать, что она ведет к разрушению культуры и гибели людей. Отдавал предпочтение реформам.
Подверг критике марксизм и субъективную школу.
1.3 Концепция индивидуального психологизма.
Л.И.Петражицкий (1867 – 1931)
Социология – наука, призванная изучать человеческое участие в процессах социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.
Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы (эмоции), а не общество и ценности, как принято.
Историю человечества рассматривал как постоянный рост разумности норм и учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения социального действия.
2. Легальный марксизм
С.Н.Булгаков (1871-1944)
Н.А.Бердяев (1874-1948)
М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Основные социологические работы: «Значение экономического фактора в истории», «Экономический фактор и идеи», «Русская фабрика».
П.Б.Струве (1870-1944). Основные социологические работы: «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России», «Моим критикам».
Выступали против народничества, против положения того, что развитие капитализма есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Отрицали наличие антагонистических противоречий, выступали против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Либерально – буржуазная политическая программа с заимствованными марксистскими экономическими идеями.
Философия на базе идеализма. «Легальные марксисты» считали, что капитализм в России является исторической необходимостью, и для обоснования «прогрессивной и культурной миссии» капитализма в будущем пытались применить идеи марксистской социологии.
3. Ортодоксальный марксизм (развитие)
В этот период также идет дальнейшее развитие ортодоксального марксизма. Теоретиками ортодоксального марксизма в этот период были Плеханов и Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Взгляды Плеханова и Ленина на решение конкретных проблем общественного устройства кардинально расходились, а перед Октябрьской революцией эти расхождения привели к непримиримой борьбе.
Ленин продолжал дальше развивать идеи Плеханова. Но в отличие от Плеханова Ленин выступил против идеалистических основ социологии народников на более позднем этапе развития народничества. В начале 90-х годов представители либерального народничества стали основными противниками марксистской социологии.
Третий этап: первая четверть ХХ века.
Неопозитивизм.
К.М.Тахтарев (1871-1925). Основные социологические работы: «Главнейшие направления в русской социологии», «Наука об общественной жизни», "Общество и государство и закон борьбы классов".
Выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно общественный.
П.А.Сорокин (1889-1968). Основные социологические работы: « Система социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Россия и Соединенные Штаты», «Общество, культура и личность», «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа».
Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее.
В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.
Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.
Предлагал создать социологию на следующих принципах:
1.Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.
2.Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть
3.Социология должна быть объективной наукой.
4.Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.
5.Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.
Сорокин выделял 2 уровня социологии:
1) теоретическая: - аналитика
- генетика
- механика
2) практическая: - политика
Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.Индивиды взаимодействуют, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями другого индивида.
Процесс взаимодействия возможен при трех условиях:
1) наличие одного или нескольких индивидов.
2) наличие актов, обуславливающих их поступки.
3) наличие проводников.
Дает структурный анализ общества.
Выделяет 2 критерия для классификации социальных групп:
- односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку.
- многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более признакам.
Выделяет:
- закрытые группы: раса, пол, возраст.
- открытые группы: партия, ассоциация.
- промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья.
Построил теорию социальной стратификации:
3 страты: - политическая
- профессиональная
- экономическая
Построил теорию социальной мобильности:
- вертикальная мобильность
- горизонтальная мобильность
Четвертый этап: 1920-1930-е годы.
1. Основные направления социологической науки.
В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места среди других общественных наук. В связи с этим в развитии марксистской социологии можно выделить следующие направления:
1.Большая часть марксистских социологов под влиянием книги Н.И.Бухарина "Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии", изданной в 1921 году, стала отождествлять социологию с историческим материализмом.
Бухарин: "Исторический материализм - это социологическая теория марксизма, которая по отношению к философии выступает как частная наука.
Оранский: "Исторический материализм-это марксистское направление в социологии, марксистская социология является не только всеобщим методом для социальных наук, но и теорией".
2.Другая часть социологов считала, что социология-составная часть философии (Вольфсон, Черняков, Каценбоген).
3.Существовала концепция, представители которой в историческом материализме философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты.
4.Часть философов считала, что марксизму вообще чужда какая-либо социология (Луппол, Сарабьянов, Деборин).
Развиваются такие течения, как "социальный дарвинизм", "фрейдизм", "социальная рефлексология", "фитосоциология", "зоосоциология", "социология эмпириомонизма", "физиологическая социология".
В 20-е годы широкое распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений. Суть их заключалась в признании натурализма, то есть при изучении общества опирались на аналогичные законы природы, а социология рассматривалась, как часть естествознания, или можно говорить о биологизации общественных процессов. Одновременно с этим существовали и механистические взгляды на общественные явления. Для механистов было характерно сведение исторического закона к механически понимаемым причинности, необходимости, повторяемости, а также отрицание случайности.
2. Развитие марксистской социологии.
Сформулирована и обоснована центральная категория исторического материализма - "общественно-экономическая формация". В связи с этим основной задачей научной социологии стало изучение ее возникновения, развития и функционирования по объективным общественным законам.
Существовало две точки зрения:
1.Историчекий материализм является одновременно частью социологии и общей социологической теории, то есть социология-часть философии.
2.Хотя социология и основана на принципах исторического материализма, она - самостоятельная, нефилософская наука.
Первая точка зрения получила более широкое распространение.
1920-е годы стали наиболее творческими в развитии советской социологии: был сформулированы многие спорные идеи, проведены дискуссии. Очень значимой была дискуссия, длившаяся в течение двух лет(1927-1929)в журнале "Вестник", о структуре и движущих силах развития производительных сил общества. Также в эти годы обсуждались проблемы отношения классов в переходный период и формирования новой структуры общества, причиной которых стала Октябрьская революция.