5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Этот подход трансформировался у В. И. Ленина в принцип партийности. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов. Предлагалась такая логика рассуждений: ученый-обществовед действует в определенных условиях и не может быть свободным от них. Эти условия накладывают соответствующий отпечаток на его исследования. Ученый-обществовед принадлежит к определенной социально-классовой группе, и он не может игнорировать социально-классовые интересы. В обычных случаях (чаще всего, когда он придерживается консервативных убеждений) он отражает интересы того класса, к которому сам принадлежит. В других случаях (когда развивает революционные концепции) он покидает позиции своего класса и выражает классовые интересы передовых общественных сил.
Критика марксистской социологии представителями других направлений.
К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической. Поскольку в марксизме речь идет о неизбежности движения общества по этим ступеням развития к высшей формации, критики марксизма указывают на наличие в нем религиозно-философской концепции провиденциализма — то есть учения о предопределенности в развитии человечества. Указывается также на трудности стыковки этой схемы с реальной историей, в том числе и с происходящими настоящее время отказом народов от «строительства коммунизма».
Поскольку ученые-обществоведы, стоявшие на марксистских позициях, заявили о том, что они отражают интересы пролетариата, рабочего класса, то, естественно, возникал вопрос, не противоречит ли их такая «ангажированность» провозглашаемому ими же принципу объективности. В работах марксистов это противоречие разрешалось по такой схеме: поскольку пролетариат является самым передовым, прогрессивным классом, то он выражает запросы и интересы всего человечества (пролетарское совпадает с общечеловеческим), а, следовательно, он заинтересован в объективном анализе общественных процессов. А это означает, что в учении марксизма об обществе партийность совпадает с объективностью. Однако исследователи отмечают, что в результате реализации принципа партийности научные исследования об обществе были крайне идеологизированы. Они носили односторонний, необъективный характер. Результаты и выводы этих исследований попадали в зависимость от интересов правящей в странах «реального социализма» политической элиты, «партийной верхушки».
Заключение
Анализируя вышесказанное, можно, на наш взгляд, дать следующее определение науки социологии: социология - это наука, изучающая общество через призму человеческого поведения, интересов и потребностей тех социальных групп, которые это общество составляют.
Некоторые социологи считают, что общество является не только объектом, но и предметом социологии, определяя её по-прежнему как науку об обществе.
Объектом социологии является общество и все его элементы, связи, отношения, а также та часть природы, которая преобразована в результате взаимодействия с обществом. К объекту социологии относятся и человек, и экономика, и политический строй, и духовная жизнь общества.
Исходя из этого определения, предметом изучения социологии является не все общество, а та его сторона, которая определяет интересы и потребности различных социальных групп, социальных общностей, а также взаимоотношение человека и общества. Важным для социологии понятием является "социальное". Понятие "социальное" как характеристика одной из сторон общественной жизни было введено К. Марксом. При анализе общества, его процессов и отношений Маркс и Энгельс использовали два термина - общественный и социальный. Они употребляли понятие "общественный", "общественные отношения", когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической и т.д.
Будучи наукой об обществе, социология в то же время включает в себя как общую теорию процессов общественной жизни, которая является объектом изучения общественных и гуманитарных наук, так и социальные теории различных сторон общественной жизни, т.е. социальные теории труда, образования, здравоохранения и т.д. и в то же время социология опирается на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, которые изучают общество и человека.
Список использованной литературы
1. Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. – М.: Наука, 1988. – 421 с.
2. Кахарчук, Д.В. Социология / Д.В. Кахарчук. – М.: Юрайт, 2002.
3. Маркович, Д. Общая социология / Д. Маркович. – М.: Владос, 1998.
4. Социология. Основы общей теории / ред. А.Ю.Мягкова. – М.: Флинта, 2003.
5. Социология. Основы общей теории. М.: Аспект пресс, 1998.
6. Фролов, С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений / С.С. Фролов. – М.: Наука, 1994.