Государство – это не только аппарат по конструированию социальной структуры общества, оно само является иерархически упорядоченным социальным полем. Здесь разные этажи (слои) различаются объемом имеющейся у них государственной власти. В этакратической цивилизации это поле покрывает все социальное пространство данного общества, превращая его в слепок с государственной пирамиды.
Легитимность в широком смысле слова – это правомерность, допустимость, оправдание определенного действия на основе его соответствия общепринятым нормам и ценностям. Легитимное правление – это законное правление. Это понятие имеет как юридический, так и психологический компонент (Roskinetal. 1997: 3). Легитимность – это политическая иерархия, запрограммированная в сознании граждан или подданных как естественная, само собой разумеющаяся. Это иерархия, нормам которой следуют, не подвергая их сомнению. Как отмечал Макс Вебер, «легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне» (Вебер 1990: 639).
Легитимность может иметь самые разные основания. В монархиях право на трон вытекало и вытекает по «праву рождения». Монарх – это сын монарха, и только он может занимать трон. Правда, нередко во многих монархиях случались споры по поводу легитимности, но они, как правило, шли в рамках одной семьи. Попытки же оспорить это право порою принимали форму самозванства: вождь бунтовщиков, чтобы обосновать свои претензии на трон, выдавал себя за «чудесно воскресшего» монарха или его потомка.
В демократическом государстве члены высших государственных органов (президент, депутаты) избираются всем народом. В этом источник легитимности их власти. Люди добровольно отказываются от части своих прав в пользу политиков. Это ключевой процесс конструирования политической иерархии, обеспечивающий ее стабильность.
Ценность демократии не в том, что она позволяет избрать лучших правителей. Народ заблуждается с таким же успехом, как и средний правитель, а то и чаще. Современная Россия на свободных выборах с удивительным постоянством избирает таких лидеров, что даже убежденные демократы начинают сомневаться в ценности всеобщего избирательного права. Демократия обеспечивает стабильность государственной власти, вытекающую из признания народом ее легитимности. Президент может быть никуда не годным, но это собственная ошибка народа и в ней некого винить, кроме себя. Каждый народ, - по словам Гегеля, - достоин своего правителя.
Коренная слабость коммунистических систем была в их слабой легитимности. Выборы были, как правило, лишены выбора и проходили при отсутствии свободы критики, оппозиции. Реальная власть находилась в руках коммунистической партии, руководство которой не избиралось народом. Генеральный секретарь избирался узким кругом членов Политбюро и имел власть, сопоставимую с властью абсолютного монарха.
Из сомнений в легитимности власти вытекала готовность подвергнуть ее сомнению по относительно мелким поводам. Массовые выступления рабочих в Польше в 1970-80-е гг. начинались с повышения цен на мясо и вели к отставке партийного лидера. Советское руководство вынуждено было поддерживать явно нереальные цены на большинство видов товаров, помня, к чему приводила смелость их польских коллег.
После замены коммунистических режимов демократическими повсеместно подскочили цены на все товары в немыслимых прежде масштабах, прошло массовое сокращение рабочих мест, существенно упал жизненный уровень широких слоев населения, но почти повсеместно сохранилась политическая стабильность. Кого тут можно винить, кроме себя, ведь народ сам голосовал и за лидеров, и за конституции, и за реформы. Коммунистические политические режимы могли позволить себе радикальные реформы, лишь опираясь на жесткую террористическую диктатуру (например, сталинская коллективизация, репрессии 1930-х гг., «культурная революция» в Китае в 1960-е гг. и т.д.)
Альтернативой легитимному политическому режиму является диктатура, опирающаяся на репрессивный аппарат и армию. На коротких этапах истории это давало государству свободу маневра при сохранении стабильности, однако в современном мире диктатуры не в состоянии обеспечить долгосрочную стабильность общества. Как говорили в период Великой Французской революции XVIII века, с помощью штыков можно сделать все что угодно, но сидеть на них неудобно.
М.Вебер выделил три типа легитимного порядка, основываясь на механизмах его поддержания.
1. 1. Порядок, поддерживаемый «чисто аффективно: эмоциональной преданностью».
2. 2. Порядок, опирающийся на ценностно-рациональные механизмы, то есть на «веру в абсолютную значимость порядка в качестве выражения высочайших непреложных ценностей (нравственных, эстетических или каких-либо иных».
3. 3. Порядок, поддерживаемый религиозной верой, то есть «верой в зависимость блага и спасения от сохранения данного порядка» (Вебер 1990: 639-640).
Любая легитимная власть имеет ограниченную поддержку, и любая диктатура опирается в той или иной мере на признание ее легитимности (миллионы людей искренне любили и Сталина, и Мао Цзэдуна). Иначе говоря, государство всегда опирается на сочетание двух механизмов: принуждения и легитимности.
Один из способов измерить легитимность данного правительства – посмотреть, сколько полиции действует в нем (Roskinetal. 1997: 4). В таком анализе важно учесть и структуру полицейских сил. Отряды специального назначения, подразделения по борьбе с массовыми беспорядками, воинские части – очевидные признаки низкой легитимности государственной власти. Идеальный тип легитимного государства – это общество, не нуждающееся в правоохранительных органах, поскольку порядок обеспечивается признанием его всеми гражданами.
В современной России наличие системы демократических выборов органов государственной власти разного уровня – показатель легитимности постсоветского политического режима. Однако наличие многочисленной милиции, существование большого количества отрядов ОМОНа, многочисленных внутренних войск, разветвленной системы органов государственной безопасности, тюрем и колоний – это бросающиеся в глаза признаки низкой легитимности власти, опирающейся в поддержании порядка не только на избирательное право, но и на штыки (дубинок уже недостаточно). Высокий уровень преступности, которым оправдывается существование мощной репрессивной машины, – это также показатель ограниченной легитимности, ведь преступники – это граждане, не признающие существующего порядка, установленного законодательством. Западную Европу можно пересечь, не увидев ни одного полицейского (тем более с автоматом), в России же редкий город можно проехать, не заметив милицейских постов и патрулей.
4.2. Политические режимы
Государство может обеспечивать поддержание порядка, социальной иерархии, опираясь на разные политические режимы. Обычно выделяют три идеальных типа таких режимов. Это именно идеальные типы, то есть конструкции, используемые для анализа и классификации. Реальные политические режимы всегда в той или иной мере отклоняются от идеальных типов, а часто вообще имеют черты нескольких из них.
Авторитаризм
Авторитаризм – это режим поддержания политической иерархии, в основе которого лежит концентрация государственной власти в узком круге должностных позиций, фактически не контролируемых обществом. Этот режим является одним из древнейших. К идеальному типу авторитарного режима приближались деспотии Древнего Востока, российское самодержавие, многие современные государства. Советское государство в 1920-е гг. и в период после смерти И. Сталина (т.е. с 1953 г.) также имело немало признаков такого режима. Контуры авторитарного государства легко угадываются и в современной России.
Характерная черта авторитарного режима – отделение государственной власти от общества. Правительство живет своей жизнью, а народ – своей. Политическая иерархия опирается не на поддержку народа, а на его пассивность. Здесь имеет место исторический компромисс: народ безмолвствует и позволяет правителям править, а последние закрывают глаза на «мелкие шалости» народа. Именно так жил Советский Союз в 1950-80-ее годы. Аппарат Коммунистической партии правил, опираясь на отсутствие попыток граждан вмешиваться в его дела, но позволяя в обмен за это «простым людям» понемногу воровать с государственных предприятий, получать зарплату за имитацию работы, рассказывать в курилках и на кухнях анекдоты про вождей. Аналогичным образом живет и постсоветская Россия.
Тоталитаризм
Тоталитаризм – это авторитаризм, контролирующий всю общественную жизнь. Он становится возможным лишь в индустриальном обществе, когда появляются массовые газеты, журналы, радио, система образования, охватывающая большую часть населения. Ближе всего к идеальному типу тоталитарного режима политическая система нацистской Германии (1933 – 1945), сталинского СССР (1930-е – начало 1950-х гг.), маоистского Китая (1949 – 1970-е гг.). Правда, надо иметь в виду, что ни одно реальное общество в полном объеме не было тоталитарным, так как государство нигде не было в состоянии реализовать все свои претензии. О выше упомянутых обществах можно сказать, что они были преимущественно тоталитарными.
К. Фридрих и З. Бжезинский выделили 6 характерных признаков тоталитарного режима (Friedrich & Brzezinski 1965):