Смекни!
smekni.com

Маргинальность в современном обществе (стр. 3 из 4)

Таким образом, радикальные изменения социальной структуры российского общества в 90-е годы связаны с поляризацией среднего класса, расслоением его на два полюса, пополнивших верхи и низы общества. В результате численность этого класса существенно сокра­тилась.

Попав в слой «новых бедных», российская интеллигенция оказалась в маргинальной ситуации: от старых культурных ценностей и привы­чек она отказываться не хотела и не могла, а новые принимать не же­лала. Таким образом, по своему экономическому положению эти слои принадлежат к низшему классу, а по образужизни и культуре — к среднему. Точно так же в маргинальной ситуации оказались предста­вители низшего класса, пополнившие ряды «новых русских». Для них характерна старая модель «из грязи в князи»: неумение прилично себя вести и говорить, общаться так, как требовал того новый экономиче­ский статус. Напротив, нисходящую модель, характеризующую движе­ние бюджетников, можно было бы назвать«из князи в грязи».

1.3.Реакция общества на наличие маргиналов

Маргинальный статус (навязанный или приобретенный) сам по себе не означает ситуации социального исключения или изоляции. Он легитимирует эти процедуры, являясь основанием для применения «концептуальной машинерии поддержания универсума» — терапии и исключения. Терапия включает применение концептуальных механизмов, чтобы актуальные и потенциальные девианты пребывали в рамках институционализированного определения реальности. Они достаточно разнообразны — от пасторского попечения до программ личностной консультации. Терапия включается, когда маргинальное определение реальности имеет психологически подрывной характер для остальных членов социума; так, целью контрпропаганды является недопущение «брожения умов» под влиянием «чужих» СМИ либо харизматических личностей в своем социуме. Исключение чужаков – носителей иных определений ведется по двум направлениям:

1) Ограничение контактов с «аутсайдерами»; 2) Негативная легитимация.

Второе представляется нам наиболее тесно соотносящимся с маргинальным статусом индивидов и групп. Негативная легитимация означает принижение статуса и возможности влияния маргиналов на общность. Она осуществляется путем «аннигиляции» – концептуальной ликвидации всего, что находится за пределами универсума. «Аннигиляция отрицает реальность любого феномена и его интерпретации, которые не подходят этому универсуму»[3]. Она осуществляется либо путем приписывания низшего онтологического статуса всем определениям, существующим за пределами символического универсума, либо попыткой объяснения всех отклоняющихся определений на основе понятий собственного универсума. Еще раз обратим внимание на разную реакцию общества на девиантность и маргинальность.

2.Преступность и маргинальность в современном обществе

В настоящее время масштабы преступности приняли размеры, угрожающие общественной безопасности в целом. Здесь несомненно большое влияние маргинальной среды. Подтверждением сказанного является то, что ухудшение качест­венных характеристик криминологической обстановки проявляется в интенсивном расши­рении криминогенной социальной базы за счет увеличения маргинального слоя люмпенизированных групп населения (безработных, бездомных и других категорий людей, находящихся по жизненному уровню за чертой бедности), особенно среди молодежи, а также среди несовершеннолетних. В 1998 г. из общего числа расследованных преступлений 10,3% были совершены несовершеннолетними и при их соучастии, 32,9% - лицами, ранее совершавшими преступления, 20,4% - в группе. Удельный вес преступлений, совершенных в состоянии наркотического и токсического опьянения, что характерно для молодежнойсреды, составляет 1,0%.

Маргинальность выступает благоприятной средой развития преступности. Как ни печально, прогноз преступности в мире, в его отдельных регионах и странах к началу третьего тысячелетия вызывает лишь справедливые опасения. Общая результирующая преступности в мире продолжит идти вверх в ближайшее время. Средний прирост ее может находиться в пределах 2-5% в год. К такому варианту прогноза приводит и экстраполяция имеющихся тенденций, и экспертные оценки возможной криминологической обстановки и мире, и моделирование причинной базы преступности будущего, и системный анализ всей совокупности криминологически значимых сведений прошлого, настоящего и возможного будущего[4]. Если говорить о России, то прогнозные оценки преступности характери­зуются в настоящем и будущем как весьма неблагоприятные.

С точки зрения криминологического анализа степени криминогенности маргинальности представляется важным учет того обстоятельства, что маргинальная среда является далеко не однородной. Многоуровневость маргинальности выражается прежде всего в следующем:

1.Маргинальность как явление свойственно российским условиям «переходного перио­да». Этот уровень определяется пограничным состоянием общества на рубеже двух социаль­ных систем в условиях кризиса в экономике и социально-политических образованиях, в результате чего происходит разрушение различных структур общества и формирование новых, обладающих определенной нестабильностью. Маргинальность этого уровня, обусловленная комплексом факторов внешнего, общего для всей страны характера, детер­минирует Маргинальность более низкого уровня, характеризующую состояние социальных субъектов, оказавшихся в промежуточном состоянии и определяемую факторами не только объективного, но и субъективного характера. Порожденные указанными противоречиями социального устройства, такого рода маргиналы еще не представляют криминогенной опасности.

2.Маргинальный статус следующей группы является источником невротических симтомов, тяжелых депрессий и непродуманных действий. Такие группы выступают в принципе объектом социального контроля институтов социальной поддержки.

3.Для некоторых слоев маргиналов характерно то, что у них постепенно вырабатывается особая система ценностей, которой нередко присущи глубокая враждебность к существующим общественным институтам, крайние формы социальной неприспособленности и неприятие всего существующего. Они, как правило, склонны к упрощенным максималистским решениям, проявляют крайний индивидуализм и эгоизм, отрицают любые виды организованности и близки к анархизму в своих ориентациях и поступках. Такие группы маргиналов еще нельзя отнести к криминальным, хотя некоторые предпосылки этого уже зарождаются.

4.Предкриминальные группы маргиналов характеризуются неустойчивостью поведения и поступков, а также нигилистическим отношением к закону и правопорядку, они как правило, совершают мелкие аморальные поступки и отличаются дерзостью поведения. По существу они образуют тот «материал», из которого могут формироваться лица и группы с криминальной направленностью.

5. Лица с устойчивой криминальной направленностью. У такого рода маргиналов уже полностью сформировались стереотипы противоправного поведения и они част совершают правонарушения, крайней формой которых являются различного рода преступления. В их речи заметное место занимает уголовный жаргон. Их действия сопровождаются особым цинизмом.

6. На нижней ступени приведенной классификации маргиналов стоят лица, отбывшие уголовное наказание, утратившие социально-полезные связи среди родственников, знакомых, сослуживцев и т.д. Они встречают трудности при устройстве на работу и в благожелательном отношении к ним семьи и близких людей. Их можно с полным основанием отнести к разряду «изгоев». Оказание реальной социальной защиты в этом случае затруднено, хотя при определенных условиях весьма возможно.

Подход к решению проблемы маргинальности в обществе должен основываться на том, что маргинальность рассматривается прежде всего как объект контроля и управления на общегосударственном уровне. Ее полное решение связано с выходом страны из кризиса и стабилизацией общественной жизни, формированием устойчивых, нормально функционирующих структур, что реально делает эту перспективу отдаленной. Тем не менее общественные интересы диктуют необходимость общественно приемлемого разрешения проблемы маргинальности с помощью целенаправленного управленческого воздействия на различные группы факторов, детерминирующих это явление на конкретных, локальных уровнях.

Заключение

Обзор истории и развития термина «маргинальность» в западной социологии позволяет сделать следующие выводы. Возникнув в 30-е годы в США как теоретический инструмент для исследования особенностей протекания культурного конфликта двух или более вступающих во взаимодействие этнических групп, концепция маргинальности утвердилась в социологической литературе и в последующие десятилетия в ней обозначились различные подходы. Маргинальность стала пониматься не только как результат межкультурных этнических контактов, но и как следствие социально-политических процессов. В результате достаточно четко выделились совершенно различные ракурсы понимания маргинальности и связанных с этим комплексов причинноследственных процессов. Их можно обозначить ключевыми словами: "промежуточность", "окраинность", "пограничность", по-разному определяющих основные акценты в изучении маргинальности.

В целом в изучении маргинальности можно выделить два основных подхода:

- изучение маргинальности как процесса перемещения группы или индивида из одного состояния в другое;

- изучение маргинальности как состояния социальных групп, находящихся в особом маргинальном (окраинном, промежуточном, изолированном) положении в социальной структуре как следствия этого процесса.