Смекни!
smekni.com

Классические социологические теории (стр. 2 из 4)

В целом концепцию Э. Дюркгейма можно рассматривать как определенный финал развития методологии и теории классического позитивизма в социологии.

Работа «Метод социологии» (заглавие в оригинале - «Правила социологи­ческого метода») вначале была опубликована в 1894 г. в виде серии статей, а в следующем году с небольшими изменениями и предисловием была издана отдельной книгой. Написанная по горячим следам недавно опубликованной предыдущей книги, она основана па опыте предшествующего исследования и содержит развитие некоторых выдвинутых в нем идей. Как уже отмечалось, «Метод социологии» во многом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. По решительности, сжатости и четкости стиля эта работа с полным основанием может быть отнесена к жанру манифеста. Дюркгейм стремится дать четкое описание способов постижения социологической истины: опре­деления и наблюдения социальных фактов, социологического доказательст­ва, различения «нормальных» и «патологических» явлений, конструирования социальных типов, описания и объяснения фактов.

Сама попытка систематизации и обоснования социологического мето­да было новым явлением для того времени. Ранее у многих социологов собственно проблема метода в значительной мере растворялась в пробле­матике предметной теории и общей научной методологии.

В «Методе социологии» проявилось стремление Дюркгейма строить со­циальную науку не только на эмпирическом, но и на методологически обос­нованном фундаменте: отсюда его понятие «методическая социология». Такой подход противостоял хаотическому и произвольному подбору фактов для обоснования тех или иных предвзятых идей. В то же время он был направ­лен против дилетантизма и поверхностности, характерных для многих тру­дов по социальным вопросам. Дюркгейм испытывал глубокую неприязнь к таким трудам, считая, что они лишь дискредитируют социальную пауку.

В связи с этим следует отметить и неявно присутствующий этический пафос в «Методе социологии». Сформулированные в нем «правила» - боль­ше, чем просто исследовательские приемы и процедуры. Это своего рода методологические заповеди исследователя. В конечном счете они основыва­ются на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизи­ческих и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике. Это этика честного непредвзятого по­знания. В данном отношении позиция Дюркгейма была близка позиции Ма­кса Вебера, выраженной в его знаменитой работе «Наука как профессия».

Исследование Дюркгейма «Самоубийство» в отличие от остальных его исследований основано на анализе статистического материала, характеризу­ющего динамику самоубийств в различных европейских странах. Автор решительно отвергает попытки объяснения исследуемого явления внесоциальными факторами: психологическими, психопатологическими, климатическими, сезонными и т. п. Только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные перио­ды. Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость числа само­убийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруисти­ческое и анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, результате чего он оста­ется наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот; вызывается полным поглощением обществом ин­дивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. Видящего ее смысл вне се самой. Наконец, анемическое самоубийство обусловлено состоянием анемии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на инди­видов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. Ане­мия. Понятие анемии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в «Самоубийстве» дальнейшее развитие и углубленную разработку.

Несмотря на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подверга­лось критике с различных точек зрения, оно единодушно признается одним из выдающихся достижений не только в изучении самоубийства, но и в социологии в целом.

Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как нау­ки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутст­вует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследо­ваний. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологи­ческой школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтоло­гических обоснований необходимости и возможности социологии как нау­ки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обла­дает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипули­рованию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожно­го и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социаль­ные процессы.

Дюркгейм разработал методологические принципы социологической мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказа­тельства и т. д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т. д.

Провозгласив основным принципом своей методологии необходимость изучать социальные факты как вещи, он отстаивал взгляд на социологию как на строгую объективную науку, свободную от всякого рода идеологи­ческих предрассудков и умозрительных спекуляций. Безусловно, в его вере в науку было немало наивного и утопического. Но, тем не менее, эта вера, опиравшаяся на глубокую логическую аргументацию и собственные науч­ные исследования Дюркгейма, сыграла огромную роль в становлении со­циологии, признании ее научного статуса и авторитета.

Дюркгейм был основателем и редактором одного из первых в мире со­циологических журналов - «Социологический ежегодник» (12 томов, 1898-1913). Ему удалось привлечь к сотрудничеству в журнале видных пред­ставителей социальных наук. Сотрудники журнала, объединенные привер­женностью дюркгеймовским идеям, составили сплоченный коллектив исследователей, получивший название Французская социологическая шко­ла, или школа Дюркгейма.

Школа отличалась относительно высокой степенью сплоченности, ос­нованной на общности теоретических и социально-политических взглядов, активной работе в журнале, разделении труда и специализации в опреде­ленных предметных областях, научном авторитете Дюркгейма, дружеских связях и т. д.

В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. На­учное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодо­творным для развития социологического знания.

2."Понимающая социология" М. Вебера

Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.

Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.