Последнее время, примерно последние несколько месяцев он требует, чтобы его держали на коленях перед тем, как он заснет. Он явно предпочитает меня матери.
Когда в дом приходят незнакомые ему люди, после промежуточного периода дистресса Эрик пытается вести себя смело и подружиться с ними. Здесь он также предпочитает мои колени коленям матери в качестве "плацдарма", куда можно вернуться, пока он не почувствует себя в полной безопасности.
Таким образом, ребенок может обращаться к отцу, а не к матери за утешением даже в таких ситуациях, которые можно было бы назвать стрессовыми и вызывающими тревогу.
Приветствие, обращенное к отцу после его отсутствия.
До того, как Дороти исполнился 1 год, она проявляла большую радость каждый раз, как отец входил в комнату. Она восторженно кричала: "Папа, папа," и протягивала к нему ручки, чтобы он взял ее.
(Детская клиника). К 5 часам Сьюзан (2 года) обычно уставшая и раздраженная, но как только отец приходит домой, она снова счастлива.
Артур (23 мес.) всегда полон ожидания, когда видит черную машину, надеясь, что там сидит его папа.
Мать сообщает, что оба близнеца, начиная с раннего возраста, всегда были рады видеть отца.
(Детская клиника). Отец приехал неожиданно. Сьюзан (11,5 мес.) была рада ему, улыбалась, поднимала к нему ручки, и когда он взял ее на руки, не хотела возвращаться к матери.
Отец пел йодлем, когда пришел домой. Джейн (1 год), как обычно, купалась. Услышав отца, Джейн очень разволновалась, стала подпрыгивать в ванночке, как дети, начинающие ходить, подпрыгивают на своем стульчике, когда ждут, пока им принесут еду.
(Детская клиника). Отец Мартина приехал домой после трехнедельных гастролей и разбудил его. Мартин (1г. 4 мес.) был счастлив видеть отца и не засыпал несколько часов.
Требование отцовской заботы по особым причинам.
Похоже, что дети обращаются к своим отцам, когда матери слишком встревожены или подавлены. Ребенок реагирует на создаваемую чрезмерной материнской тревогой напряженную атмосферу, которую ребенок ощущает как неприятную и неотзывчивую к его нуждам. Депрессивная мать занята собой, а не ребенком, оставляя ребенка с чувством пустоты и неудовлетворенности. При таких обстоятельствах, если отец доступен, ребенок обращается к нему за утешением, защитой и удовольствием. Это много раз наблюдалось и особо отмечалось в Детской клинике.
(Детская клиника). В 1г. 1 мес.. Джон обращался к отцу за утешением, вероятно, потому что мать была склонна к излишней тревожности.
(Детская клиника). В 1г. 4 мес. Дэвид лучше успокаивался ночью, если отец подходил к нему, когда он просыпался. Его мать - тревожная мать.
(Детская клиника). Отец очень важен для Тома, мать которого страдает тяжелой депрессией.
(Детская клиника). Барри больше обращается к отцу, когда мать встревожена, а отец спокоен.
Для отца Тедди большое значение имели потребности и настроение матери. Он обычно пытался развлекать ребенка, чтобы не утруждать мать или чтобы дать ей возможность заниматься домашними делами.
Требование отцовской заботы в особых проявлениях или в особое время.
(Детская клиника). Мать Джона не обнимает его, но отец делает это, и за такими проявлениями любви Джон обращается к отцу.
(Детская клиника). В 2 года и 1 мес. именно отец укладывает Сьюзан спать. Матери трудно принять то, что Сьюзан предпочитает отца во время отхода ко сну.
(Детская клиника). В 2 г. 3 мес. По утрам Том хочет видеть отца.
Некоторые отцы берут на себя заботу о ребенке по ночам, чтобы поберечь мать, и некоторые слышат плач ребенка раньше, чем мать. Некоторые младенцы предпочитают в это время отцовскую заботу, и с отцом успокаиваются легче. Это может быть связано либо не связано с тем , что мать сердится, когда нарушают ее сон.
(Детская клиника). Мать сообщает, что отец всегда первый слышит Дэвида (7 мес.) и обычно первый идет к нему.
(Детская клиника). Дональд (1г.4 мес.) успокаивается лучше, когда отец встает к нему ночью.
(Детская клиника). Сара (1г. 6,5 мес.) лучше спит, когда знает, что отец дома.
(Детская клиника). Мартину (2 г. 9 мес.), когда он расстроен, часто снятся плохие сны, и в таких случаях он успокаивается лучше, если с ним занимается отец.
(Детская клиника). Мать Сьюзан стала укладывать ее спать позже, потому что ей казалось, что Сьюзан никогда полностью не успокаивается, пока не придет отец.
(Детская клиника). Дэвид в1г.4 мес. просыпался два или три раза за ночь и успокаивался лучше, если к нему подходил отец. Очень часто ему было достаточно того, что отец брал его на руки, спускался с ним вниз, говорил ему, что все на своем месте и клал обратно в кроватку.
В 1г.5 мес. Дэвид все еще просыпался по ночам, но отец мог очень быстро его уложить.
Негативная реакция на отца.
Младенцы не всегда реагируют удовольствием на отцовскую инициативу. В восьмимесячном возрасте, когда появляется страх незнакомцев, часто именно отец становится первым реципиентом этой реакции. Дети могут пугаться, когда ранее так сильно любимый отец входит в комнату. Отцов это глубоко обижает, даже если они достаточно хорошо осведомлены, чтобы понимать, что эта реакция является результатом дифференциации одного человека от другого, матери, и что это шаг вперед в развитии.
Другие причины к тому, что ребенок отворачивается от отца - это изменчивое настроение отца, гнев, проявляемый в поведении и разговоре, захождение слишком далеко в грубых играх, дисгармония и шумные ссоры между родителями.
(Детская клиника). Барри в 2г. 3 мес. больше не любил резкие игры с отцом. Будучи младенцем, он любил медвежьи объятия со своим отцом, но когда он начал ходить, эти объятия стали для него слишком сильными, и он стал бояться. Интересно, что этот же самый ребенок в подростковом возрасте приветствует своего отца такими же медвежьими объятиями, которые теперь слишком болезненны для отца, чтобы доставлять ему удовольствие.
Заключение.
Мне кажется, что именно этот момент взаимоотношений между ребенком и отцом, а также влияние этого взаимодействия необходимо было добавить к тому, что нам уже известно об эмоциональной жизни ребенка: с одной стороны, к отношениям между ребенком и матерью, и тому, что они подразумевают; с другой стороны, к нашим знаниям о ранней первичной идентификации с могущественной отцовской фигурой и гораздо более поздним эдипальным соперничеством ребенка с отцом.
Как показывают вышеописанный клинический опыт и приведенные примеры, эмоциональная реакция ребенка на отца отличается от его эмоциональной реакции на мать в той степени, в какой отличаются их личности, их роли в уходе за ребенком и их способ обращения с ним. Материнская забота более нежная, успокаивающая и утешающая, в то время как отцовское участие в ребенке более активное, возбуждающее, стимулирующее и порой также вызывает дискомфорт и тревогу. Что касается материнской заботы, ребенок прежде всего является пассивным реципиентом, тогда как отцовская забота с большей вероятностью вызывает у ребенка активную реакцию.
Я согласна с тем возражением, что это обобщение может вводить в заблуждение в той степени, в какой оно основано на представлении о преобладании женственности у матерей и мужественности у отцов, то есть на сочетании, которое не совпадает с тем, что мы встречаем во многих обычных семьях. Более того, различия между материнской и отцовской заботой редуцируются современными установками и реалиями. Картина меняется там, где забота о ребенке одинаково делится между родителями, оба удовлетворяют одни и те же потребности и выполняют одни и те же задания, сколько позволяет время, работа и другие занятия. В результате в психике ребенка вполне может сложиться образ "комбинированного родителя" который одно время явно фигурировал в психоаналитической литературе. Или отец в соответствии со своим личностным складом может быть мягким, успокаивающим фактором, а мать в соответствии со своим - более живой, резкой и возбуждающей. Такая реверсия ролей у родителей естесственным образом приведет к реверсии реакций у ребенка. Во всех тех случаях, где особая забота о ребенке лежит на жене тяжелым грузом и мешает ей реагировать более легко и беззаботно муж, будучи менее обремененным, может быть более готовым вступить в приносящие истинное удовольствие отцовско-детские отношения.
В любом случае, меня не оставляет чувство, что несмотря на сложность родительских характеров и помимо нее, а также несмотря на современное упрощение в сторону равенства полов многие как женские так и мужские характеристики родителей будут продолжать существовать, и как ответ на них будут существовать дифференцированные эмоциональные реакции ребенка и дифференцированный опыт удовольствия. Если бы это было не так, уменьшение разнообразия опыта вполне могло бы стать потерей для ребенка и проявиться позже в виде развития более уплощенной, более однообразной и менее богатой аффективной жизни.
Примечания
*) Данная статья была представлена на общем заседании Хэмпстедской Клиники Детской Терапии в Лондоне 24 января 1973 года.
Автор является штатным сотрудником Хэмпстедской Клиники Детской Терапии, организации, в настоящее время поддерживаемой Фондом Филда, Нью Йорк; Фондом Психоаналитических Исследований, Беверли Хиллз, Калифорния; Фондом Анны Фрейд, Нью Йорк; Фондом Имени Столетия Фрейда, Лондон; Фондом Гранта, Нью Йорк.; Национальным Институтом Психического Здоровья, Бетезда; Фондом Нью-Лэнд, Нью Йорк; Фондом Эндрю Меллона; и рядом других частных помощников .
1) В иллюстрирующих примерах источник, из которого взят материал, указан в круглых скобках. Когда такое указание отсутствует, это означает, что материал взят из непосредственных наблюдений или из личных сообщений.
2) Конечно, такое отсутствие дифференциации между мальчиками и девочками не распространяется на другие области взаимодействия между отцами и детьми. Что касается самих отцов, они обычно воспринимают своих детей мужского пола как свою точную копию, в то время как к дочерям у них более сложное отношение, на которое оказывает влияние их отношение к женственности в их ранних объектных отношениях и женская часть их собственной натуры. Остается открытым вопрос о том, насколько важны здесь врожденные качества маленьких девочек в их отношениях с отцом, на которые реагируют отцы..
3) Мифологическая энциклопедия New Larousse (London, Hamlin, 1968, стр.13)
Кажется, что во время наблюдения за двумя танцовщиками, исполняющими главные партии в балете, наибольшее наслаждение доставляет тот кульминационный момент танца, когда мужчина поднимает женщину высоко в воздух и удерживает ее несколько мгновений. Это может быть повторением раннего детско-родительского опыта во взрослом возрасте.