Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие.
Отсюда можно дать определение социальным фактам – это независимая от индивидов реальность, обладающая «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. В социальной реальности им выделены 3 уровня: уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).
Несколько позже, развивая мысль о социальных фактах, он рассматривает «социальный факт» в более широкой плоскости и выражает этот весьма специфический способ бытия термином «институт», в котором, по Дюркгейму, отражаются «все верования, все поведения, установленные группой». Отсюда он дает следующее определение социологии: «Социологию... можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».
10. Понятие аномии.
Э.Дюркгейм под аномией понимал отсутствие четкой моральной организации действий людьми. Возникает этот эффект, когда происходит конфликт между различными функциями общественных элементов. Например, социальное неравенство объясняется существованием определенной общественной организации, для капитализма его времени – это классовое общество.
Понятие аномии очень тесно связано с поведением, которое отклоняется от привычных норм. Поэтому понимание аномии, согласно Р. Мертону, надо выводить из того, что происходит игнорирование норм общественного существования. Связано это с тем, что происходит конфликт между целями и средствами достижения поставленной цели в рамках определенных культурных норм, характерных для данного общества. Таким образом, понятие аномии можно использовать для характеристики явлений, выходящих за рамки культурных установок.
Современное понимание аномии не ограничивается только характеристикой культурных норм. Оно активно применяется для характеристики любого явления, выходящего за рамки правил его протекания. Таким образом, можно говорить об аномии в экономике, политике и т.д. Применительно к социологии можно использовать оценку Р. Мертона, но социальный процесс, как и любой другой имеет свои законы, которые тоже могут нарушаться, поэтому определение Р. Мертона не стоит абсолютизировать.
11. «Идеальные типы» и «понимающая социология» М. Вебера.
Макс Вебер – виднейший немецкий социолог, историк, экономист и юрист конца XIX- начала XX века. В отличие от Дюркгейма, Конта, Спенсера, Вебер разделял антинатуралистическую тенденцию социологического учения, то есть считал, что человеческую деятельность нельзя анализировать, применяя естественнонаучные методы. Средством обобщения многообразия социальной действительности у Вебера выступает «идеальный тип». Согласно Веберу задача социологии - установить общее правило событий безотносительно к их пространственно-временному определению. Вебер вводит термин «понимающая социология», то есть такая социология, которая рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл. Таким образом, социология, по Веберу, изучает социальное действие и его влияние на социальную реальность. «Понятийным» является действие осмысленное, направленное на достижение ясно осознаваемых целей. Идеальным типом здесь является целерациональное действие.
Предмет социологии Вебер видит не в целом (обществе), а в отдельном рационально (осмысленно) действующем индивиде, а особенно - в результате этих действий. Вторым признаком социального действия (наряду с осмысленностью) Вебер называл ориентацию на другого индивида или группу индивидов. Вебер выделял действия 4 типов: целерациональное – где критерием рациональности является успех; ценностно-рациональное – критерием рациональности является соответствие ценности какого-либо рода; аффективное (эмоции); традиционное (привычка).
Всеобщей исторической закономерностью Вебер считал движение в направлении формальной реальности. Формальная реальность- это то, что поддается количественному учету, без остатка исчерпывается количественной характеристикой. Учение о формальной реальности – это, по существу, веберовская теория капитализма.
Один из источников рационализации западных обществ заключается в культурных изменениях, порождаемых протестантской эпохой, ибо протестантизм проповедует ценность индивидуального, рационального. Таким образом, Вебер противопоставляет культурный фактор экономическому детерминизму Маркса. Новейшие исследования творчества Вебера подчеркивают его вклад в социологию культуры и его критическую позицию по отношению к капиталистической модернизации.
12. Феномен бюрократии по М. Веберу.
Корни бюрократии по М. Веберу более глубоки и лежат не столько в плоскости экономических отношений, а исходят из антологических потребностей человека в социальном структурировании.
М. Вебер разделял два типа бюрократии:
1. Патримониальную
2. Рациональную.
Термин патримониализм был заимствован из древнего Рима, что означало - личная казна императора. По Веберу патримониальная бюрократия классифицируется на три группы:
1. Преобладание военной силы управления.
2. Традиции.
3. Личная преданность вождю.
По мнению М. Вебера процесс рационализации истории в социальной, политической, религиозной, экономической и правовой сфере привел к снижению значимости патримониальной бюрократии и заменой её рациональной. Тем самым патримониальная бюрократия начинает рассматриваться как регрессивный и деструктивный элемент общества.
По мнению многих исследователей, концепция рациональной бюрократии М. Вебера является актуальной и в наши дни как один из элементов развития современного общества. По этой причине перечислим основные черты рациональной бюрократии:
1. Они (бюрократы) лично свободны и подчиняются безличным обязанностям.
2. Система управления организована в четко установленной иерархии должностей.
3. Каждый должен обладать строго определёнными полномочиями.
4. Чиновник занимает должность на основе добровольного соглашения.
5. Отбор кандидатов происходит из специально квалифицированных кадров.
6. Существует система продвижения в службе по старшинству или по заслугам.
7. Чиновник отделён от средств управления и не присваивает свою должность и.т.п.
Большое внимание М. Вебер уделяет противовесам бюрократии. В качестве противовесов по Веберу могут быть сильный политик и эффективный парламент.
В ХХ в. методы рассмотрения феномена бюрократии М Вебера остались основополагающими в теоретических и эмпирических исследованиях.
13. Типология социального действия (поведения) по М. Веберу.
"Социальное действие", по Максу Веберу, отличается двумя признаками, которые и делают его социальным, т.е. отличным просто от действия.
Социальное действие:
1) обладает смыслом для того, кто его совершает,
2) ориентировано на других людей.
Смысл - это определенное представление о том, для чего или почему это действие совершается, это какая-то его осознанность и направленность.
М.Вебер высказался за интроективную социологию, т.е. за социологию, изучающую сознание человека. Понять событие - значит объяснить его. Познать же действие человека - значит вывести его из сознания данного человека - его целей, мотиваций, интересов и точек зрения.
Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1. целерациональное— когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. От ценностно-рационального действия оно отличается рациональной постановкой цели и большей развитостью цепочек рассуждения;
2. ценностнорациональное— определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха. Является развитием и как бы следующим этапом именно так понимаемого традиционного действия. В нем могут уже присутствовать представления о выборе средств, анализ мотивов и другие элементы, характерные для целерационального действия. Только ориентировано оно не на цель, а непосредственно на ценность, потому и анализ последствий и даже результата может вообще не оказывать воздействия на форму поступка. Это действие из разряда тех, которые совершаются по формуле "делай как должно, и будь что будет”;
3. аффективное— определяется эмоциями. Не несет в себе никакого представления о целях и средствах;
4. традиционное— определяется традицией или привычкой.
14. Основные направления современной социологии.
Основы социологического знания были положены еще в период Античности такими учеными, как Аристотель и Платон. Большой вклад в становление социологии как науки внесли европейские ученые, такие как О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер и др. Однако колоссальный рывок в развитии социологии наблюдался в новейшее время и по наши дни. В XX веке выделились несколько основных направлений социологического учения.
Первое из них – символический интеракционизм. Это направление было создано американским ученым Мидом. Мид утверждал, что социальная жизнь зависит от нашей способности представлять себя в других социальных ролях, а эта подмена ролей возможна благодаря нашему абстрактному мышлению, внутреннему диалогу самим с собой. Все социальные взаимодействия предполагают обмен символами. Например, такое социальное взаимодействие, как свидание мужчины и женщины, последователи символического интеракционизма рассматривают как сложный процесс улавливания и интерпретации символов, символического поведения, то есть поведения, «значащего что-то еще».