Формирование новой российской элиты должно происходить одновременно с формированием новой российской идентичности на базе творческого переосмысления "русской идеи". Мы разделяем точку зрения А.С. Панарина, что такая ротация элит вполне вписывается в постиндустриальную перспективу, поскольку постиндустриальное общество будет в большей степени культуроцентричным, ориентированным на духовные факторы и менее технократичным, уподобляющим человека машине, чем общество индустриальное. Растерявший свою духовную сосредоточенность в массовом конвейерном производстве человек индустриального общества обнаруживает многие типологические признаки эпохи декаданса. Однако информационное общество уже не может довольствоваться пассивным конвейерным сознанием — оно требует новой мобилизации духа. "Национальная и цивилизационная идентичность, — пишет А.С. Панарин, — незаменимое средство такой мобилизации. Отстаивая цивилизационную самобытность России, защищая ее пространство, мы отстаиваем и перспективу ее вхождения в постиндустриальное общество. Не униформизм и обезличенность, — признаки энтропии, — а сохранение богатейшего социокультурного разноообразия — вот в чем состоит истинный шанс человечества. Защищая себя от угрозы тотальной американизации, Россия отстаивает этот шанс и для мира в целом" [27, с. 89].
Российская социология должна сделать российскую социальную реальность в ее прошлом, настоящем и будущем приоритетным предметом исследований. Тогда терминологические проблемы не будут превращаться в реально-исторические. Главная структурная слабость российского социологического сообщества — дефицит национально мыслящей интеллигенции — преодолевается развитием системы гуманитарного образования, соединяющего национальную традицию и достижения мировой культуры.
1 Здесь и далее мы пользуемся собственным переводом данного фрагмента "Хозяйства и общества". Имеющийся русский перевод [2, с. 602–643] представляется нам неточным.
2 Статья опубликована в 1922 г. под измененным заглавием "О позитивистской философии истории знания (закон трех стадий)" [4].
3 Штер Н. Мир из знания / Пер. с нем. А.Н. Малинкина // Социологический журнал. 2002. N 2. C. 31-35.
4 Этот проект во многом остался не осуществленным из-за скоропостижной смерти М. Шелера.
5 "Seinsverbundenheit des Denkens" (К. Мангейм).
6 Говоря о смещении центра предметной области социальной философии знания с социально-классовых отношений в сторону культурно-цивилизационных, мы опираемся на идею К. Мангейма об исторически изменчивых "центрах систематизации". Согласно К. Мангейму, социально-историческое бытие есть "жизненный процесс", спонтанно порождающий из себя в разные эпохи разные "центры систематизации" [20, S. 253]. По К. Мангейму, "...жизнь имеет тенденцию постоянно становиться системой" [20, S. 252]. "Если раньше тем, во что встраивался и приобретал таким образом философский характер каждый отдельный опыт, была религиозная система, то теперь таковым является философско-историческое видение, которое все более конкретизируется и уточняется в исследовательском процессе и позволяет как раз с помощью историзма снова сделать наш мир философским" [20, S. 250]. "Центры систематизации" — это реально-жизненные доминанты, которые могут иметь не только экономический (как у К. Маркса) характер, но и мифологический, религиозный, философский, политический и т. д. и которые определяют "стиль эпохи". В рамках определенной эпохи складываются, как считал К. Мангейм, различные "социальные констелляции" — естественноисторически сформировавшиеся расстановки социально-классовых позиций и сил. Последние обусловливают существование в данное время и в данной социальной сфере различных "стилей мышления", или "мыслительных позиций".
7 Возможно, третьей формой социальной философии знания в будущем станет "космология знания", ориентированная на еще более высокий пласт социального бытия, "ноосферу" (в смысле геосоциологии В.И. Вернадского) в ее взаимодействии с инопланетной жизнью, внеземными цивилизациями и в разграничении с ними. Обусловленность человеческого мышления особенностями жизни на Земле и формирующейся земной цивилизацией — вечная тема философии. Независимо от того, "есть жизнь на Марсе" или нет, расширение познавательных горизонтов до "космологии знания" необходимо уже сегодня с этической точки зрения для принципиального преодоления земного эгоцентризма.
8 Разумеется, эта работа приобретет в XXI веке новую специфику, поскольку для создания мифов и идеологий будут активно использоваться (и уже используются) новейшие коммуникационно-технические средства.
9 Штер Н. Мир из знания / Пер. с нем. А.Н. Малинкина // Социологический журнал. 2002. N 2.
10 На это обращает внимание А.И. Редель [22].
ЛИТЕРАТУРА
Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss einer verstehenden Soziologie. Tubingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1985.
Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.
Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. Neuer Versuch der Grundlegung eines ethischen Personalismus // Scheler M. Gesammelte Werke. Bd. 2. Bern: Francke Verlag, 1980.
Scheler M. Uber die positivistische Geschichtsphilosophie des Wissens (Dreistadiengesetz) // Max Scheler Gesammelte Werke. Bd. 6. Schriften zur Soziologie und Weltanschauungslehre. Bonn: Bouvier, 1986. S. 27-35.
Versuche zu einer Soziologie des Wissens / Hrsg. M. Scheler. Munchen und Leipzig: Duncker & Humblot, 1924.
Scheler M. Die Formen des Wissens und die Bildung // Philosophische Weltanschauung // Scheler M. Gesammelte Werke. Bd. 9. Spate Schriften. Bern: Francke AG Verlag, 1976. S. 85-119. Русский перевод: Шелер М. Формы знания и образование // Философское мировоззрение. Сборник статей / Пер. с нем. А.Н. Малинкина // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
Scheler M. Wissenschaft und soziale Struktur // Verhandlungen des Vierten Deutschen Soziologentages am 29 und 30. September 1924 in Heidelberg. Tubingen: J.C. Mohr, 1925. S. 118-180.
Scheler M. Probleme einer Soziologie des Wissens // Scheler M. Gesammelte Werke. Bd. 8. Die Wissensformen und die Gesellschaft. Bern: Francke AG Verlag, 1980. S. 15-190. Русский перевод: Шелер М. Сущность и понятие социологии культуры (Глава 1 "Проблемы социологии знания") // Социологический журнал. 1996. N 1/2.
Scheler M. Erkenntnis und Arbeit. Eine Studie ueber Wert und Grenzen des pragmatischen Motivs in der Erkenntnis der Welt // Scheler M. Gesammelte Werke. Bd. 8. Die Wissensformen und die Gesellschaft. Bern: Francke AG Verlag, 1980. S. 191-382.
Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / Пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993.
Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. Тотальная мобилизация. О боли / Пер. с нем. А.В. Михайловского. СПб.: Наука, 2000.
Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1981.
Scheler M. Weltanschauungslehre, Soziologie und Weltanschauungssetzung // Max Scheler Gesammelte Werke. Bd. 6. Schriften zur Soziologie und Weltanschauungslehre. Bonn: Bouvier, 1986. S. 13-26.
Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 1994. С. 7–276.
Elias N. Uber den Prozess der Zivilisation. Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen. Bd. 1. Wandlungen des Verhaltens in den weltlichen Oberschichten des Abendlandes. Bd. 2. Wandlungen der Gesellschaft, Entwurf zu einer Theorie der Zivilisation. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1976.
Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd.1-3. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1988.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995.
Сорос Дж. Открытое общество: Реформируя глобальный капитализм. М.: Некоммерческий фонд поддержки культуры, образования и новых информационных технологий, 2001.
Scheler M. Die Idee des Friedens und der Pazifismus. Bern und Munchen: Francke Verlag, 1974.
Mannheim K. Historismus // Wissenssoziologie. Auswahl aus dem Werk. Eingeleitet und herausgegeben von Kurt H.Wolf // Soziologische Texte / Hrsg. von H.Maus u. F.Furstenberg, Bd. 28. Berlin und Neuwied: Luchterhand, 1964.
Филиппов А.Ф. О понятии теоретической социологии // Социологический журнал. 1997. N 1/2. С. 5–37.
Редель А.И. Духовность — основа российского менталитета: к вопросу о социокультурных предпосылках модернизации российского общества. М.: РИЦ
ИСПИ РАН, 2000.
Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Отв. ред. Ю.А. Левада. М.: Изд-во "Мировой океан", 1993.
Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994.
Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале общественного мнения: Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. М.: "Прогресс-Традиция", 2001.
Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.
Панарин А.С. Юбилей победы: итоги трех мировых войн для России // "Вторая Европа" или "третий Рим"? М.: ИФ РАН, 1996.
Сорос Дж. Шансы на то, что открытое общество в России преуспеет и состоится, невелики // Сегодня. 1994. 15 марта.