Смекни!
smekni.com

Эрих Фромм (стр. 2 из 3)

Многие личностные параметры Фромм выводит из базовой двойственности человека, который и является частью природы, и отделен от нее, он одновременно и животное, и человеческое существо. Здесь, в этом глубинном экзистенциальном рассогласовании Фромм усматривает само существо человека.

Двойственность природы человека проявляется в наличии у него двух родов потребностей. Как животное, человек обладает биологическими потребностями, а из условий его существования вырастают "человеческие" потребности:

в связи с другими,

трансценденции,

в укорененности,

в идентичности,

в системе ориентации.

Ведущую роль для понимания личности играют как раз эти "человеческие потребности". "Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий существования". Эти новые потребности чисто человеческие, - их нет у животных. Они объективны; их нельзя вывести из того, что люди говорят о них. Не порождаются эти потребности и обществом; скорее они укореняются в людях эволюционно.

Потребность в связи - это базисная человеческая потребность создавать межличностные отношения. Она называется также потребностью в привязанности. Ее источником служит разрыв исходного единства человека с природой. "Животное от природы обладает тем, что позволяет совладать с возникающими ситуациями", человек же с его возможностями мышления и воображения утерял эту интимную связь с природой. Вместо этих инстинктивных связей, которыми располагают животные, люди вынуждены создавать собственные отношения, из которых наиболее удовлетворительными оказываются те, что основаны на продуктивной любви. Продуктивная любовь всегда подразумевает взаимную заботу, ответственность, уважение и понимание.

Стремлением к трансценденции Фромм называет желание человека подняться над своей животной природой и стать создателем, а не оставаться созданием. Если на этом пути возникают неодолимые препятствия, человек становится разрушителем. Фромм подчеркивает, что любовь и ненависть - не взаимоисключающие чувства; то и другое - ответ на потребность человека преодолеть свою животную природу. Животные не могут ни любить, ни ненавидеть - это доступно лишь человеку.

3. Потребность в укорененности (корнях). Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходном с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

Потребность в идентичности означает стремление к переживанию индивидуальной уникальности. Люди, конечно, хотят чувствовать свои природные корни. Например, дети связаны с матерью особыми отношениями, но если эти отношения сохраняются за пределами детства, то расцениваются как нездоровая фиксация. Наиболее здоровые свои корни человек находит в чувстве родства с другими мужчинами и женщинами. Это и есть идентификация. Но если она не достигается индивидуальными творческими усилиями, то человек может идентифицироваться с другим человеком или группой. Раб идентифицируется с хозяином, гражданин - с государством, рабочий -с компанией. В этом случае чувство идентичности вырастает не из бытия кем-либо, а из принадлежности кому-либо.

Наконец, людям нужна определенная система ориентиров, стабильный и последовательный способ восприятия и понимания мира. Возникающая система ориентиров изначально может быть рациональной или иррациональной, либо содержать элементы того и другого.

Вопрос о потребностях человека естественно подводит к условиям и способам их удовлетворения, об отношениях его и общества. Фромм считает, что специфические проявления этих потребностей и способы реализации внутреннего потенциала человека детерминируются социальным порядком жизни людей. Личность человека адаптируется к возможностям, предоставляемым конкретным обществом. К примеру, в капиталистическом обществе человек может обрести чувство идентичности, став богатым. Он может также развить чувство укорененности, став зависимым и облеченным доверием служащим богатой компании. Приспособление человека к обществу обычно представляет компромисс между внутренними потребностями и внешними требованиями и обретает форму социального характера, который находится в соответствии с требованиями общества.

Социальный характер - это ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, который отличает их друг от друга. Проще говоря, это типичный для общества характер. Подобно индивидуальному характеру, "социальный характер" можно определить как специфический способ, с помощью которого энергия направляется в определенное русло. "Социальный характер" - основной элемент функционирования общества и, в то же время, это приводной ремень между экономической структурой общества и преобладающими в нем идеями.

Концепция социального характера должна была, по замыслу Фромма, заполнить пробел в марксистской теории, которая не сумела показать, "как экономический базис переходит в идеологическую надстройку". Связь между экономической базисной структурой и надстройкой реализуется частично при помощи социального характера.

Теория социального характера базируется на динамической концепции характера Фрейда, согласно которой характер представляет собой систему стремлений, которые лежат в основе поведения, но не идентичны ему. Эта концепция мотивационная, а не поведенческая, потому что, "исследуя бессознательную мотивацию особенностей поведения, мы обнаруживаем, что одна и та же поведенческая черта соответствует многочисленным и совершенно различным чертам характера".

Несмотря на разнообразие индивидуальных характеров людей, можно выделить некоторые типы, репрезентативные для различных групп. "Такими типами ориентации характеров являются воспринимающий, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный". Как видно, эти характеры воспроизводят психоаналитическую типологию, ведущую свое начало от Фрейда (см. соответствующий параграф этой главы).

Фромм думает, что "нации, социальные общности или классы в данном обществе обладают специфичной для себя структурой характера, хотя индивиды различаются по многим показателям и всегда будет находиться некоторое количество индивидов, чья структура характера совершенно не подпадает под более широкий образец, общий для группы в целом"3.

Функция социального характера заключается в методах формирования и направление человеческой энергии так, чтобы общество могло жить и развиваться.

Современное индустриальное общество для достижения своих целей подключило к работе огромную энергию свободных людей.

Человек должен был обрести такие качества, как дисциплинированность, аккуратность и пунктуальность, развитые в степени, неведомой большинству других культур. Он превратился в личность, которая жаждет направить основную часть своей энергии на труд.

Социальная необходимость в труде, в пунктуальности и аккуратности должна была превратиться во внутреннее побуждение. Если бы каждый индивид ежедневно сознательно настраивал себя на то, что он хочет трудиться, приходить вовремя на работу и так далее, это бы никуда не годилось. Не подошли бы ни угрозы, ни принуждение, поскольку высокодифференцированный труд в современном индустриальном обществе может быть только деятельностью свободных людей, а не принудительным трудом. Выходит, что общество создало социальный характер, которому эти стремления присущи внутренне.

Капитализм XIX в., в отличие от современной индустриальной системы, занимался в основном накоплением капитала, а стало быть, нуждался в бережливости; он вынужден был укреплять дисциплину и стабильность благодаря авторитарности в семье, в религии, в промышленности, в государстве и в церкви. Социальным характером для среднего класса в XIX в. был соответственно "накопительский" характер. Воздержание вместо потребления, бережливость, уважение к авторитету были для рядового представителя средних классов не только добродетелями, но и велением долга; структура характера заставляла его с любовью делать то, что он должен был делать ради целей экономической системы.

Современный социальный характер совершенно иной; нынешняя экономика покоится не на ограничении потребления, а на его полнейшем развертывании. Потребительство не только превратилось в вожделенную цель жизни для большинства людей, но стало считаться добродетелью. Сегодняшний потребитель, покупающий в рассрочку, показался бы своему деду безответственным и аморальным расточителем, дед же показался бы своему внуку ужасным скрягой. Социальный характер XIX в. можно обнаружить сегодня только в сравнительно отсталых социальных слоях Европы и Северной Америки, этот социальный характер можно определить через его принципиальную направленность иметь, социальный характер XX в. - это такой характер, целью которого является использовать.