Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Социологии 7 (стр. 3 из 7)

Иногда отклоняющееся поведение типологизируют по другому основанию - противопарное и аморальное,- исходя из того, что нормы, стандарты и правила определяются двумя главными регуляторами жизнедеятельности людей: нравственностью и правом. Конечно, граница между ними условна, тем не менее ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося поведения.

Вместе с тем социологические исследования 80-90-х годов показыают, что среди всех названных групп отклоняющегося поведения наиболее крупными и представляющими предмет тревоги общества являются алкоголики, наркоманы и преступники.

Неблагоприятный морально-психологический климат, расхождение групповых норм с общественно санкционироваными, трудности адаптации, отсутствие взаимной требовательности, конфликты и напряженность в общении - это далеко не полный перечень причин отклоняющегося поведения, имеющих своей базой микросреду. Однако сама она неоднородна, ибо человек входит одновременно в несколько коллективов, групп, влияние которых может быть противоречивым.

2. Происхождение СОЦИОЛОГИИ. О.КОНТ И Г.СПЕНСЕР

Хотя социология как самостоятельная наука оформилась в 19в, но до того эти же проблемы рассматривались многими философами. Вопросы социальной философии (или социологии в широком смысле этого слова) рассматривались еще в работах Платона и Аристотеля. Социально-философские идеи античности имели явно выраженные мифологический, идеалистический и утопический смысл.
Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью. И эта борьба как бы была лейтмотивом всей истории человечества. Поэтому каждому новому поколению философов приходилось создавать новые концепции гармонизации человеческого общества.

В средние века складывается теологический тип культуры и произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Но к 13в, когда стали пробиваться ростки нового позитивного (научного) знания, иррационализм стал утрачивать свое значение.

В Новое время старые идеи иррационально-схоластических концепций человека и общества утрачивают свое значение, складывается концепции рационального характера, ориентированные на принципы научного (позитивного) познания. Хотя в целом, социальные теории философов того времени представляли собой пестрый спектр различных воззрений, в которых сочеталось рациональное и иррациональное. Одной из ветвей рационального направления социальных теорий явилось марксистское учение — с их точки зрения теории общественного развития основывались на принципах материализма и революционных преобразований общества. С совершенно других позиций подходили к анализу общества позитивисты, которые обращали большее внимание на духовные аспекты социальной жизни.
Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому.
Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии : теологическую, метафизическую и позитивную стадию

10. Территориальное устройство и формы правления современного гос-ва.

Формы правления:

1) монархия – форма правления, где источником власти явл-ся монарх. Она бывает:

а) абсолютная - от отца к сыну – Саудовская Аравия, Катар, Коман.

б) конституционная: - дуалистическая (дуа – двойственность, когда монарх имеет власть

законодательную и частично исполнительную; Марокко, Кувейт,

Иордания)

- парламентская ( в Европе почти 1/3 европейских гос-в, это

Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания)

2) Республика – организация верховной гос. власти, где источник власти – народ. Она бывает:

а) президентская – США, вице-президент – это глава правительства, но основные положения

задает президент.

б) теократическая - Ватикан (Тео - бог)

в) парламентская – Германия, ФРГ; президент не имеет права распустить парламент,

ограничена роль президента.

3) Смешанная республика – 1. президент, парламент (Россия) 2. Монарх, республика (Япония)

Разнообразные формы правления предусматриваются наличием такого механизма, как референдум – решение важнейших вопросов посредством всенародного голосования. Сущ-т референдум для принятия законов, для их отмены, для конституционных поправок.

Гос. устройство – способ организации административно-территориального гос-ва, особенности взаимосвязи между его составными частями (регионы), а также каждой отдельной этой части с гос-вом. По формам гос. устройства:

1) унитарные (единое) – делится на административно-территориальные единицы (Франция, Голландия, Люксембург)

2) Федеративные – складываются из нескольких гос-в или гос. образований, пользующихся той или иной мерой самостоятельности, могут образоваться на национально-территориальном или территориально-административном принципе (Россия)

3) Конфедеративные – союз гс-в, объединенных для выполнения совместно след. функций: обороны, внешней политики, денежного обращения (Швейцария).

«Европейский союз» - 25 гос-в. Столица Страдборг. Евро опережает доллар. Своеобразно объединение в области эк, полит. и военной сфере.

СНГ (содружество независимых гос-в) 1991, когда был ликвидирован СССР. Объединение гос-в, непохожих на конфедеративные. Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан. Именно эти гос-ва проводят линию интеграции.

12. Политические режимы гос-в: их типы и сущность.

Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом.

Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.

Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.

Следовательно, существует два основных типа политических режимов: демократический и авторитарный. Разновидностью авторитарного политического режима в гипертрофированном виде является тоталитарный политический режим, которому соответствует тоталитарное государство и тоталитарная власть, которая ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все сферы жизни отдельных граждан и общества в целом.

Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства. Поэтому можно говорить о существовании демократического и недемократического государства.

Демократическое государство - государство, в котором органы власти имеют народный мандат. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом ( Президент, парламент и т. д. ); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. Также может широко использоваться такой институт непосредственной демократии, как всенародное голосование ( референдум ). В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы. В демократическом государстве и, соответственно, в обществе допускается свободомыслие, свободное вероисповедание, отсутствует цензура, расовая или национальная дискриминация, то есть все то, что составляет жизнь нормального гражданское общества.

Авторитарное государство - государство, в котором государственная власть, не имеющая непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц с помощью прямого использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений. Право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе, их функции ограничены требованием соблюдения действующих норм и законов. В недемократическом, авторитарном государстве и обществе, как правило, имеется официальная идеология, которая проникает практически во все сферы жизни данного общества.