Смекни!
smekni.com

Социальная стратификация российского общества 2 (стр. 3 из 4)

Однако этими тремя характеристиками стратификации он не ограничивается, выделяя небазисные, такие как возраст, культурно-речевая принадлежность и т. д. Из множества групп, на которые разделяется общество, важнейшими «простыми» расслоениями, Сорокин считает расслое­ния: по семейной принадлежности, по государственной, по расовой, по профессиональной, по имущественной, по религиозной, по объемно-правовой, по партийной.

Из сочетаний простых расслоений (группировок) складываются сложные группы. Сложные группы бывают:

- типичные и не типичные для данного населения. Причем, из типичных важны класс и национальность.

- внутренне антагонистические и внутренне солидарные.

Сорокин считает, также как и Вебер, что индивид, имеющий определенную позицию в экономической структуре общества, как правило, будет иметь на том же уровне и политическую, и профессиональную: «Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии».

Говоря об экономическом статусе группы, следует выделить два основных типа изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй - к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении - уменьшении высоты экономической пирамиды. П.А. Сорокин пишет об этом так: «Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения».[8]

П.А. Сорокин определяет политическую стратификацию так: «Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована». Политическая стратификация отличается универсальностью и постоянством.

В свою очередь, профессиональная стратификация определяется как разделение общества «на группы по роду их деятельности, занятиям», где некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими и «члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных». Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а накладываются друг на друга.

П.А. Сорокин считает, что в обществе нет постоянной тенденции ни к всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации, то есть постоянная тенденция социальной пирамиды (где на вершине наиболее привилегированные слои, а в основании - наименее) к возвышению дополняется не менее постоянной тенденцией к уравниванию.

Общее сравнение теорий стратификации К. Маркса, М. Вебера и П. Сорокина представлено в приложении №1.

3. Социальная стратификация российского общества

Появление в России новых социальных групп (бизнесмены, предприниматели, менеджеры, наемные рабочие, безработные, беженцы, бомжи) требовало от отечественных социологов иного теоретического подхода к структурированию общества. Наиболее плодотворным оказался разработанный академиком Т.И. Заславской стратификационный подход, согласно которому российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна»[9].

Верхний слой - это, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Большинство представителей среднего слоя не обладают ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. К тому же пока этот слой слишком малочислен, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Однако полноценный средний слой в России может сформироваться лишь на основе социальных групп, сегодня образующих соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, полупредприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это, в первую очередь, приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Отличительными чертами представителей нижнего слоя являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. Этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

Главной характеристикой социального дна служит изолированность от институтов большого общества, компенсируемая включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Представителями «социального дна» являются преступники и полупреступные элементы: воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди-алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

Поэтому острой проблемой современного российского общества является разросшаяся пропасть между уровнем жизни богатых и бедных слоев.

Заключение

Социальная стратификация - система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоев (страт). Система стратификации формируется на основе таких признаков, как престиж профессий, объем властных полномочий, уровень дохода и уровень образования. Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу.

Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции. В достижении консенсуса между различными социальными группами и интересами состоит главное предназначение гражданского общества. Гражданское общество представляет собой совокупность социальных образований, объединенных специфически экономическими, этническими, культурными и т.п. интересами, реализуемыми вне сферы деятельности государства.

В процессе исторического развития общества развивались и стратификационные концепции. Многое отрицалось, но всё-таки многое и актуально по сей день. Так Марксу принадлежит заслуга обоснования классовой структуры общества, через анализ системы экономических отношений, а также механизма классовых отношений в рамках частной собственности. Позднее Вебер, кроме экономического фактора стратификации, выделит такие аспекты как власть и престиж. Он подчеркнет, что общество разделено не только на классы, которых Вебер выделяет пять, но и на партии и страты. Эта мысль будет развита П. Сорокиным, который создаст многомерную стратификацию, обозначив три основных фактора: профессиональный, экономический и политический.[10]

Рассмотрев теории этих ученых, сделавших значительный вклад в одну из основных тем социологической теории - тему «социальной стратификации», можно переходить к изучению современных стратификационных теорий, имея представление об их истоках, что дает возможность понять их глубже и отнестись критически к некоторым их аспектам.

За годы реформ в массовом масштабе произошла смена социальных статусов и позиций. В результате можно говорить о том, что российское общество развивается очень драматично, наступает поляризация общества, деление на «очень богатых» и «очень бедных», в подобных условиях просто нет места среднему классу. Сегодня социальная структура дезинтегрирована. Старые классы фактически разрушены, а новые еще не успели сформироваться. Средняя страта не обрела еще довольно четких контуров социально слоевой структуры.

Таким об­разом, проблема социальной стратификации в нашей стране крайне острая и это служит источником постоянной социальной напряжен­ности, которая может привести к социальному взрыву…