Впрочем, политические «перформансы» возымели в мире современной молодежной политики неожиданный успех не только у нашистов. Постепенно вытесняющая их с политической арены «Молодая гвардия» тоже использует эти методы в привлечении к себе внимания и новых сторонников. Чего стоит один только сачок, с которым набросились молодогвардейцы на Бориса Немцова в аэропорту! И методы эти идут на ура среди современной молодежи. Кажется, что имидж этакого подонка, который поддерживает Якеменко, и есть то, к чему стремятся многие молодые люди в нашей стране.
«А нам все равно…»
И все же реальная российская молодежь – это не только те «а-ля патриоты», которые выступают против Санта-Клауса во время митинга на Триумфальной, и не те «блюстители нравственности», которые пикетируют неугодные им редакции. Хотя подобные срезы из жизни современной молодежи периодически демонстрируют государственные телеканалы.
На самом деле большинство современных молодых людей живет в мире, параллельном политике, что тоже подтверждается опросами. «Исследование общественных установок по отношению к молодежным политическим организациям показывает уверенный рост доли людей, нейтрально воспринимающих существование подобных движений: не относятся отрицательно ни к одной из молодежных организаций 48% (в 2009 году – 37%), и в то же время не относятся положительно ни к одной из них 40% (в 2009 году – 30%)» – такие данные приводит Фонд общественного мнения.
Такое разочарование молодых людей в политической жизни можно объяснить быстро растущим количеством молодежных организаций. Движения эти появляются как грибы после дождя, но количество не переходит в качество. Реальных перемен в молодежной политике не наступает.
Современных россиян в возрасте от 18 до 30 лет волнуют собственная карьера и стоимость обеда в студенческой столовой и гораздо в меньшей степени борьба с нелегальной иммиграцией, неофашизмом и курением – то, чем занимаются общественно-политические организации. «Я за тех, кто проблему пробок решит: хоть Медведев, хоть Барак Обама», – иронизирует одна из студенток журфака МГУ. «Какой смысл в этих движениях, когда у нас даже выборов нет?» – совершенно искренне удивляется ее абсолютно аполитичный однокурсник. Он на полном серьезе думал, что не только сити-менеджеры у нас в стране назначаются, но и все остальные чиновники, включая президента. «Я за богатых, потому что они не будут столько воровать, сколько провинциальные чиновники, дорвавшиеся до власти», – делится своими взглядами на политику девушка-буфетчица в фитнес-центре. А еще один молодной человек, студент коммерческого московского вуза, узнав, что его подруга собирается на оппозиционный пикет, весь день слал ей эсэмэски с предупреждениями и увещеваниями об опасности любых политических выступлений: «Остановись, пока не поздно. Ты видишь, что сейчас творится? У нас почти 37-й год». Собственно, такова его политическая позиция.
Раздеться для премьера или купить новые джинсы
То меньшинство молодых людей, которым «не все равно», делится на сторонников действующей власти, либералов и оппозиционеров на грани экстремизма.
Взять тот же журфак МГУ, публика очень разноплановая и, несмотря на огромное количество «мажоров» с платного отделения, пока что еще любознательная и, что называется, «в теме».
Совсем недавно медиа шумели по поводу двух полярных календарей, выпущенных журфаком МГУ к дню рождения премьер-министра Владимира Путина. Одни студентки факультета разделись для Путина и непрозрачно намекнули ему на сексуальный интерес со своей стороны, другие – задали «неудобные» вопросы, один из которых был «Когда освободят Ходорковского?».
Есть среди будущих журналистов те, кто сознательно поддерживают действующий режим власти, объясняя это тем, что «в перестройку люди вообще голодали, а сейчас можно хотя бы покупать себе каждый месяц новые джинсы». Но есть и такие, кому этого недостаточно, они как раз стоят на пикетах, вывешивают из аудиторий неприятные для Кремля растяжки и периодически отвечают за свои действия в районных ОВД. У этой группы гражданских активистов есть свое название, успевшее засветиться в СМИ, – инициативная группа «Другой журфак». Инициативы этого «Другого журфака» всегда имеют ярко выраженную антипутинскую окраску. Лояльные к власти сокурсники обвиняют их в экстремизме.
Еще одна группа — приспособленцы. Им в принципе все равно, кто будет у власти. Вне политики, согласно опросам общественного мнения, большинство молодежи. По данным Института социологии РАН, немного выросла доля молодежи, непосредственно участвующей в политической деятельности (с 1% до 2%) по сравнению с 90-ми годами. Примерно на том же уровне, что и 10 лет назад, остается число молодых россиян, активно интересующихся политикой (14%). Но одновременно почти на 20% сократилась доля молодежи, которая «факультативно» интересуется политикой («от случая к случаю»), и с трети почти до половины – не интересуется вовсе.
Право на ошибки
Региональная молодежь более политически активна, хотя и менее информирована о различных общественно-политических движениях, что показывают результаты опросов. В регионах, как правило, борьба идет между «Молодой гвардией» и оппозиционной коалицией. На периферии молодежных организаций не так много, как в столице, что дает возможность им консолидироваться.
В Калининграде, например, существует коалиция оппозиционных партий и движений. Здесь вообще-то ощущается довольно сильное влияние Запада и, как следствие, градус общественного недовольства действующей властью выше среднего по России. Местная молодежная оппозиция устраивает реальные протестные акции и иногда даже добивается реальных результатов. Например, на многотысячном митинге против губернатора Георгия Бооса все оппозиционные партии региона собрались и выступили единым фронтом. Возможно, такая консолидация «взрослой» и молодежной оппозиции вкупе с народным недовольством помогла митингующим достичь цели – губернатора сняли.
Один из самых известных молодых лидеров оппозиции в Калининграде – бывший национал-большевик Денис Оснач засветился в еще одной заметной акции: он принимал участие в захвате помещения приемной президента РФ в Москве в декабре 2004 года, за что имеет погашенную судимость.
Во многом благодаря активности краснодарских молодых блогеров-оппозиционеров в прошлом году президенту РФ Дмитрию Медведеву стало известно о затянувшейся реконструкции городской площади с Вечным огнем. И ситуация весьма оперативно была исправлена.
В Питере тоже молодежные политические лидеры имеют хоть какой-то вес. В Северной столице среди оппозиционных общественно-политических организаций на первый план выходит «Яблоко». Его руководитель Максим Резник считает, что успех питерской организации демократической партии связан с тем, что «старые яблочники» (так он называет себя и других депутатов питерского бюро «Яблока») не навязывают своих взглядов молодым сторонникам и партии, позволяют им делать ошибки и учиться на собственном опыте. «Мы не можем предложить молодым людям недвижимость и деньги, но можем предложить самореализацию», – говорит «НГ-политике» Резник.
«Яблоко» в Питере в основном поддерживает студенчество и молодых ученых. Из реально полезных недавних акций было обращение в прокуратуру «молодых яблочников» по поводу нарушения жилищных прав студентов в общежитиях. «Яблочники» потребовали снизить стоимость проживания в общежитии (она превышала положенные 5% от стипендии) и расселения комнат, в которых живут по 4 и более человек. Питерские студенты вышли на пикет с плакатом «Общага не тюрьма» и собрали подписи под обращением в прокуратуру.
Как сделать Россию лучше – пока неясно
В Москве создается ложное впечатление о политизации молодежи. Это связано с тем, что политические партии обзавелись молодежными крыльями, было создано множество молодежных общественных организаций, и особенно после того, как отдельные разобщенные группировки, впечатленные оранжевыми революциями, вышли на марши несогласных и Дни гнева. Кто-то скандировал: «Россия без Путина», а кто-то: «Даешь бесплатные торренты». Последний – лозунг сторонников официально не зарегистрированной Пиратской партии России, которая совсем недавно заявила о себе. «Пираты» тоже сочувствуют оппозиции, но вообще считают, что главное в политике – не слова, а конкретика: им все равно – с Путиным или без, главное, чтобы Интернет был свободной информационной зоной и чтобы фильмы и музыку можно было скачивать бесплатно.
Наверное, появление таких партий, как Пиратская, и даже выдвижение их кандидатов на выборах муниципальных образований является яркой иллюстрацией кризиса современной молодежной оппозиции.
У российской оппозиции нет своего лица и четкой политической программы для молодых людей. Тем, кто не имея опыта в политике, но имея амбиции и желание что-то изменить в жизни общества, куда им идти? В какую партию, кроме ЕР, вступать?
Национал-большевистская партия официально запрещена и считается экстремистской. «Другая Россия» – по сути та же НБП, но еще и с неясной политической программой.
КПРФ – это для бабушек и дедушек, и со стереотипом этим никто в Коммунистической партии, судя по всему, не пытается бороться. КПРФ остается верна своим старым добрым традициям и, не предлагая молодым людям ничего конкретного, уже просит у них членские взносы. За КПРФ не нужно идти на баррикады, можно вообще не выходить из дома и молча сочувствовать коммунизму, честно уплачивая взносы, – с вас будет достаточно, потому что никаких серьезных акций для молодежи партия не проводит. Если не считать акции Союза коммунистической молодежи против реалити-шоу «Дом-2», которыми молодые коммунисты очень гордятся.