Смекни!
smekni.com

Молодежная политика в РФ теория и практика (стр. 3 из 3)

Демократическое движение «Солидарность», объединившее либеральную оппозицию, похоже на тот звон, который все слышат, но не знают, где он. И извините за тавтологию, но именно солидарности активистам этого движения как раз и не хватает. Мнения «Солидарности» постоянно расходятся: относительно сотрудничества с «левыми» радикалами мнения у сторонников диаметрально противоположные, с демократами из «Яблока» тоже непонятное выяснение отношений.

Исключенный из «Яблока», а ныне член бюро «Солидарности» Илья Яшин удивил «НГ-политику» своими взглядами на ситуацию в России: «Я не считаю, что молодежная политика вообще должна быть выведена в отдельную главу, и выступаю категорически против различных молодежных комитетов и парламентов – все это в интересах чиновников-карьеристов, но никак не молодых жителей страны». А нынешняя Росмолодежь, по мнению Яшина, «вообще крупномасштабный проект по изъятию денег». «В свете последних событий и очередного скандала, в центре которого оказался Василий Якеменко, я подал на него два иска в прокуратуру. Первый – за злоупотребление должностными полномочиями, второй по поводу его связей с криминальными структурами. В течение месяца ожидаю ответа от прокуратуры», – с гордостью рассказывает молодой оппозиционер.

Есть в мире молодежной оппозиции еще ряд мелких политических движений и организаций.

«Движение против нелегальной иммиграции» откровенно попахивает фашизмом. «Местные» – само словосочетание «политическая экология», заявленное в программе движения, как-то настораживает и напоминает о том, что следует отделять мух от котлет, да и фраза «наше главное оружие – идеология» попахивает популизмом.

«Авангард Красной молодежи» (АКМ) – действительно уж слишком авангардно. Это движение напоминает нам о том, что «Наша Родина – СССР». Читая их листовки, то и дело невольно вспоминаешь товарища Шарикова.

Есть молодежное крыло и у ЛДПР, но вот есть ли от него толк? Молодежная организация ЛДПР пока что не придумала даже собственных популистских лозунгов в привычном для этой партии стиле. Достаточно сказать, что почтовый ящик «Время молодых» зарегистрирован на бесплатном сервере mail.ru. Ну и среди предложений для молодежи – участие в работе круглых столов в Госдуме и участие в политических дебатах и форумах.

Другие оппозиционные партии тоже не раздают молодежи не только реальных благ, но даже обещаний. «Лимоновцы» честно пишут на своем сайте, что ждет будущего сторонника их партии: «Активистка «Другой России» отправлена в СИЗО», «Обыск и задержание в Смоленске», «Политзаключенные нацболы» – все это написано на их сайте, в том месте, где по идее должна быть их политическая программа. Нет у молодых противников действующей власти и реального харизматичного лидера, за которым пошла бы оппозиция. Лимонов, которого молодогвардейцы иронично называют Дедом Лимоном, в молодежные лидеры явно не годится. Есть лишь идея – сделать Россию другой, но какой и как – неясно.

Для человека, который хочет начать карьеру в политике, путь «вечно обиженного жалобщика» или «политзаключенного», который отчетливо прослеживается в разных группах молодежной оппозиции, мягко говоря, не самый желанный. Молодые люди, которые гордо называют себя оппозицией, стоят с плакатами и жалуются власти на власть. Но что конкретно они могут сами предложить? Порой вообще создается впечатление, что вся оппозиционная деятельность политиков в России сводится к показательным дракам с ОМОНом и написанию об этом в своем блоге.

А между тем пока других результатов оппозиционной деятельности молодежных движений в Москве незаметно.

Проблемы молодежи-проблемы всего общества

Молодежь — это особая группа населения, которая имеет свои особености. Страна, в которой не заботятся о детях, молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существеных изменений, мы обречены на вымирание.

Именно молодежь в кризисных условиях больше всего подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии, т.к. система ценостей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственого, духовного здоровья нации.
Для того чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особеностей, т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особености ее социализации, воспитания, процесс социальной преемствености, унаследования молодежью знаний, опыта старших поколений, особености образа жизни, формирование жизненых планов, ценостных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того чтобы эффективно построить работу.
Молодежь — это социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых, будущие изменения.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. В наше время молодежью принято считать группу населения с 14 до 30 лет.
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость, человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной, личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап социализации. Социализация — это процесс становления личности, обучения, усвоения ценостей, норм, установок образцов поведения, принятых в даном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
Падение рождаемости в Российской Федерации привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.
Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постояно снижается, особено среди рабочих промышлености, строительства, транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственой сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки, переподготовки. Численость молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19%, составляет лишь 18,5% сельского населения России.
Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищености в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение, пополняют ряды безработных. К началу 1996 г. безработица в России достигла ( по официальным даным) 2,3 млн. человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38% всех безработных — молодые люди до 30 лет.
К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего, профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования, не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на " поточное" воспроизводство рабочих, служащих, специалистов без учета требований потребителей; неподготовленость кадров высшей, профессиональной, средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интелектуального уровня аспирантского корпуса — будущего российской науки, отток одареных юношей, девушек из многих вузов, из страны.
Негативные проявления заключаются прежде всего в том, что молодежная среда становится опасной криминогеной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера.
Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омолаживанию» женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершенолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 1995г. было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционых форм социализации, основаной на социальной предопределености жизненого пути, с одной стороны, повысило личную ответственость молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой — обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественые отношения. Выбор жизненого пути стал определяться не способностями, интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.
К сожалению, существующие экономические, социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественого развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов, критериев работы с молодым поколением.
Историю государственой молодежной политики в России можно разделить на два периода: советский, постсоветский. В советский период в основе ее лежала государственая идеология (главная цель — обеспечить преемственость основных догм — основы власти авторитарного государства — через юное поколение), но формы ее реализации в жизнь были эффективны, отлажены. В постсоветский период, когда господствующая идея была опровергнута, содержание молодежной политики наполнилось демократическими принципами, международными стандартами. Однако в силу неспособности государственых органов, общественых институтов полноцено реализовать ее по целому ряду причин от экономических до политических новая политика не смогла восполнить образовавшегося в переходный период пробела.
Вот общая картина тех проблем, к которым страна пришла в результате этого:
1.Недостаточность правового регулирования, неэффективность деятельности органов государственой власти.
Не хватает не только нормативного материала, обеспечивающего реализацию молодежной политики в различных сферах, но, основ законодательства. Затягивается принятие Федерального закона “Об основах государственой молодежной политики в РФ”, что приводит к ненормальной ситуации (ставшей, тем не менее, традицией в нашем государстве), когда законотворческая деятельность субъектов федерации по вопросам совместного ведения опережает деятельность Федерации. Отсутствие возможности у государства полноцено проводить в жизнь уже существующие программы, формирует недоверие молодежи к государственым институтам.
2. Неблагоприятная экономическая ситуация влечет: рост безработицы, кризис образовательной системы. Молодые граждане составляют 32% от общего числа безработных. Несмотря на предусмотреные законодательством о труде гарантии: квотирование рабочих мест, организация “молодежной практики”, т.д., меры эти практически неэффективны, законодательство не выполняется, что отмечено в материалах представленых Комитетом Государственой Думы РФ по делам женщин, семьи, молодежи на международной научной конференции “Молодежь, общество на рубеже веков”. Нехватка бюджетных средств приводит к переводу учебных заведений на самообеспечение. Основной источник дохода, на котором держится большинство вузов, — “коммерческие студенты”. Рост “коммерческого отделения” ведет к сокращению числа студентов, обучающихся бесплатно, что делает высшее образование недоступным для социально незащищеных слоев населения. Зависимость вузов от указаного источника денежных средств, ведет к значительному снижению требований к “коммерческим студентам”, а значит к снижению качества образования. Разрушена система востребованости, гарантированости трудоустройства выпускников.
3. Экономическая неустроеность на фоне отсутствия каких-либо общих идеалов ведет к проблемам сложного социального самочувствия, духовному вакууму.
Можно выделить наиболее характерные тенденции в социальной ориентации молодежи:
Криминогеность. Снижение материального положения, потеря понимания значимости труда, повышение заболеваемости наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, притягивает молодежь к криминальному миру (тем более, что общей тенденцией общества стало стремление уголовных элементов к власти).
Рост экстремистских настроений. Принципиальное неприятие политики, игнорирование выборов в конечном счете приводит к выражению воли через баррикады либо через поддержку радикальных партий (РНЕ, НБП, т.п.). Эта тенденция поддерживается политической безграмотностью, невозможностью реализовать свою политическую активность через молодежное движение.
Невозможность реализовать творческий потенциал ведет к стремлению умной, талантливой молодежи учиться, работать за пределами России.
Социальная незащищеность, недостаток внимания общества, все вышеуказаные проблемы предопределяют эту социальную группу как дестабилизирующую общественую силу, а в это же время на молодежи лежит ответственость за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственая политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.
Но наблюдая за политиками мы видим, что они не помогают молодежи реализовываться, а наоборот, мешают всяческими способами.И все усилия политиканов по решению социальных проблем направлены к тому, чтобы перевести их из области, требующей нестандартных решений и иных деятельностных инноваций, в область рутинных стандартных действий, отдать их соответствующим специалистам — «профессионалам» по решению обнаружившихся проблем, то есть им. а если необходимо, то и создать специальные социальные институты.Потом мы можем наблюдать как они ведут эти поиски «ответственного» за решение проблемы, которые естественно ни к чему не приводят, и весьма характерными являются попытки существующих социальных институтов переложить ответственность за ее решение друг на друга: «Это не наша проблема», «Мы за это не отвечаем», «Пусть этим занимается школа (или семья, или милиция и т. д.)». Потом звучат предложения по созданию «координационных центров» для решения проблемы, куда входили бы представители существующих социальных институтов, отвечающие за решение родственных проблем, или за расширение полномочий одного из уже существующих социальных институтов. Потом может выясниться, что нет профессионалов, компетентных в анализе и решении проблемы, и необходима их подготовка. Очень часто выясняется, что для решения возникшей проблемы не существует законодательной базы, или она требует серьезной доработки.
А потом бла-бла-бла, и опять бла-бла-бла… И в конечном итоге все потуги и весь пыл этих борцов с проблемами каким то чудесным образом затухают.
Единственный способ избавиться от «канцелярских моделей реальности», на основании которых проводится современная социальная политика и программы государства, которые чаще всего отстаивают интересы государства и чиновников, но не учитывают интересы граждан, это дать возможность реализовать себя нашей молодежи.
И если общество сейчас не задумается о своих детях и своей молодежи, то через 15-20 лет мы и пожнем соответствующим образом