Смекни!
smekni.com

Социологические мотивы в системе научных и философских воззрений В. Вундта (стр. 10 из 10)

71. Heussner A. Einführung in Wilhelm Wundts Philisophie und Psychologie. - Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht, 1920.

72. Hiebsch H. Wilhelm Wundt und die Anfänge der experimentellen Psychologie. - Berlin: Akad.-Verl., 1977.

73. Meischner W., Eschler E. Wilhelm Wundt. Leipzig: Urania, 1979.

74. Moritz Lazarus und Heymann Steinthal: Die Begr. der Völkerpsychologie in ihren Briefen. - Tübingen: Mohr, 1971.

75. Petersen P. Der Entwicklungsgedanke in der Philosophie Wundts. Zugleich ein Beitrag zur Methode der Kulturgeschichte. Leipzig:Voigtländer, 1908.

76. Petersen P. Wilhelm Wundt und seine Zeit. - Stuttgart: Frommann, 1925.

77. Simmel G. Grundfragen der Soziologie. (Individuum und Gesellschaft). – 4. unveränd. Aufl. Berlin; - New York: de Gruyter, 1984.

78. Simmel G. Soziologie. Untersuchungen über die Formen der Vergesellschaftung / Hrsg. von Otthein Rammstedt. (1992) // Simmel G. Gesamtausgabe. Bd. 11. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1989-1992.

79. Sütterlin L. Das Wesen der sprachlichen Gebilde. Kritische Bemerkungen zu Wilhelm Wundts Sprachpsychologie. - Heidelberg: Winter, 1902.

80. Wiesenhütter A. Die Prinzipien der evolutionistischen Ethik nach H. Spenser und W. Wundt. - Leipzig: Quelle & Meyer, 1910.

81. Wilhelm Wundt. Eine Würdigung / Hrsg. von Arthur Hoffmann. - Erfurt: Stenger, 1924.

82. Wilhelm Wundt and the making of a scientific psychology / Ed. by R.W. Rieber. In collab. with Arthur L. Blumenthal et al. - New York; London: Plenum Press, cop. 1980.

83. Wilhelm Wundt – progressiwes Erbe, Wissenschaftsentwicklung und Gegenwart. Protokoll des internationalen Symposiums., Leipzig, I. u. Nov. 1979 / Wiss. Red. Wolfram Meischner, Anneros Metge. - Leipzig: Karl-Marx-Univ., 1980.

84. Wundt W. Elemente der Völkerpsychologie: Grundlinien einer psychologischen Entwicklungsgeschichte der Menschheit. - Leipzig: Kröner, 1913.

85. Wundt W. The language of gestures. With an introd. by A.L. Blumenthal a. add. essays by G.H. Mead a. K. Bühler. The Hague – Paris, Mouton, 1973.

86. Wundt W. Logik: Eine Untersuchung der Prinzipien der Erkenntnis und der Methoden wissenschaftlicher Forschung. Bd. 1,2,3. – 3. umgearb. Aufl. Stuttgart: Enke, 1906-1908.

87. Wundt W. Völkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythos und Sitte. – 2-te umgearb. Aufl. Bd. 1. - Leipzig: Engelmann, 1904.

88. Wundt-studies: A centennial coll. / Ed. by Wolfgang G. Bringmann a Ryan D. Tweney; with a forew by Ernest B. Hilgard. - Toronto: Hogrefe, 1980.

Sociological ideas in the scientific and philosophical system of Wilhelm Wundt

D.G. Podvoiski

The Department of Sociology

Peoples Friendship University of Russia

Miklukho-Maklay str., 6, 117198, Moscow, Russia

Е-mail: dpodvoiski@yandex.ru

There is an attempt to reconstruct the theoretical and methodological system of views of Wilhelm Wundt – the greatest German psychologist and the scientist of encyclopaedic learning of the XIX century. The main stages of the thinker’s intellectual biography are described and characterised in here. The specific author’s interest is aimed at an exposure of the sociological constituent in the Wundt’s works. His project of the social and humanitarian knowledge methodology and the conception of “Völkerpsychologie” are examined especially. Some ideas of Wundt are analysed and compared with the ideas of other theorists (A. Comte, E. Durkheim, G. Tarde and others).


* Сокращенный вариант данной статьи опубликован во втором номере «Социологического журнала» за 2001 год. Автор выражает признательность редакции «Социологического журнала» и лично заместителю главного редактора Л.А. Козловой за любезное разрешение на публикацию настоящей (расширенной и существенно измененной) версии статьи на страницах «Вестника РУДН». Также автор хотел бы поблагодарить Л.М. Хайруллину, принимавшую участие в сборе научно-вспомогательного и библиографического материала, и А.Н. Малинкина, осуществлявшего научное редактирование текста.

[1] Убедиться в справедливости данной констатации не сложно, - для этого достаточно лишь более или менее внимательно изучить оглавление основных обзорных источников по истории западной теоретической социологии, изданных в России за последние десять лет. См.: [38;36;27;5;39,с.228;37,с.55-56.].

[2] На русский язык было переведено большинство научных и философских произведений Вундта, - в особенности, относящихся к раннему и зрелому периодам его интеллектуальной биографии [6 – 24]. Выход в свет (как на немецком языке, так и в русском переводе) значительного числа работ, принадлежащих перу немецкого ученого, естественно провоцировал появление известного количества публикаций реферативно-комментирующего характера, в которых представители тогдашней российской науки подвергали концептуальное содержание отдельных трудов Вундта критическому разбору. См., напр.: [1;31;35;43;46;47;54;55].

[3] Судя по всему, Вундт был носителем «интеллектуального психотипа», принципиально отличающегося от того, который характеризовал, скажем, стилистику мышления такого теоретика, как Георг Зиммель. В этой связи вспоминается метафора, принадлежащая Х. Ортеге-и-Гассету (метафора, которую воспроизводит Л. Козер в своей книге «Функции социального конфликта»). Ср.: «Этот проницательный ум (имеется в виду Г. Зиммель – Д. П.), своего рода философская белка, никогда не ограничивался рассмотрением проблемы в себе, но использовал ее как сцену, на которой демонстрировал свои блестящие аналитические упражнения» (Курсив наш – Д. П.) [41, с. 50.].

[4] Небольшая по объему книжка Вундта, вышедшая на русском языке под заглавием «Проблемы психологии народов», представляет собой сборник, состоящий из четырех статей, первые три из которых (а особенно – первую и третью) можно считать «программными». Неудивительно поэтому, что именно данная работа привлекла к себе внимание составителей ряда новейших отечественных хрестоматий по истории западной социологии и социальной психологии. См., напр.: [63;34;50;57].

[5] Тема «Вундт – Дюркгейм» может быть причислена к разряду тем, заслуживающих самостоятельного рассмотрения. Здесь было бы уместным лишь указать на то обстоятельство, что сам факт влияния характеризуемых в данном контексте идей Вундта на формирование базовых «социал-реалистских» («эссенциалистских», «холистических») интенций мировоззрения Дюркгейма представляется несомненным. На сходства соответствующих теоретических установок немецкого и французского мыслителей обращает внимание, в частности, А.Б. Гофман, приводящий, между прочим, в качестве иллюстрации, свидетельствующей о наличии таких сходств, заключительную часть цитируемого нами в настоящем пункте отрывка из «Проблем психологии народов»[32,с.544;33,с.318-319;26,с.165; 38,с.325.].

[6] Здесь Вундт развивает аргументацию диаметрально противоположную той, которую мы обнаруживаем в работах Г. Тарда. Ср.: [60 – 62]. В качестве же непосредственного объекта для критики Вундт выбирает взгляды своих соотечественников – языковедов Г. Пауля [48] и Б. Дельбрюка [28;69;43].