МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ
ФОТОГРАФИЯ КАК МЕТОД ВИЗУАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Курсовая работа
Стасевич
Ольги Юрьевны
студентки 2 курса отделения
социологии дневной
формы обучения
Научный руководитель:
доктор социологических наук,
профессор Рубанов А.В.
Минск, 2010
Оглавление
Глава 1 Визуальная социология как специальная социологическая теория. 3
Раздел 1.1 Объект, предмет и методы визуальной социологии. 3
Раздел 1.2 Проблемы развития визуальной социологии как специальной социологической теории. 3
Глава 2. Фотография как метод визуальной социологии. 3
Раздел 2.1 Теоретические основания фотографии как метода визуальной социологии. 3
Раздел 2.2 Практика использования фотографии как метода визуальной социологии 3
В последние 25 лет в науках гуманитарного цикла произошел так называемый «визуальный поворот». Своему возникновению он обязан интересу к изучению проявлений визуальной культуры, а именно исследования кино, массовой культуры, телевидения с позиции современных философских и социальных теорий. Эти культурные изменения, в свою очередь, поменяли расстановку исследовательских акцентов. Теперь визуальность имеет совершенно другой статус в культуре. Ввиду этого требуется и иное отношение к данным изменениям и со стороны социологического знания. Визуальная культура является актуальным вызовом для социологии.
Визуальная социология является попыткой разработки методологических оснований исследования визуальной культуры. Данный дисциплинарный проект в настоящее время активно разрабатывается и на Западе, и на постсоветской территории. Но он сталкивается с трудностями в определении достоверных научных оснований для исследования визуальной культуры.
Цели данной курсовой работы:
1) выяснить, возможна ли визуальная социология как специальная социологическая теория,
2) изучить является ли фотография достоверным, эффективным методом социологического исследования.
Задачи данной курсовой работы:
1) Определить объект, предмет и методы визуальной социологии.
2) Обозначить проблемы развития визуальной социологии как специальной социологической теории.
3) Изучить теоретические основания фотографии как метода визуальной социологии.
4) Изучить практической использование фотографии как метода визуальной социологии.
В структуре социологического знания выделяют чаще всего три уровня: теоретический (общие социологические теории), эмпирический, а между ними особое место занимают специальные социологические теории. «Специальные социологические теории – определенный уровень социологического знания, сформированный в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. Каждая специальная социологическая теория рассматривает ту или иную сферу жизнедеятельности общества, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития.» [7] В этой работе речь будет идти только о такой специальной социологической теории, как визуальная социология.
Объектом изучения социологии традиционно считается общество. Соответственно для определения объекта визуальной социологии, как отмечает П. Штомпка, «отправным пунктом было то, что в современном обществе, особенно в период позднего модерна, в окружающем нас большом мире все более важными становятся визуальные элементы. Общество становится все более «видимым», поскольку оно все больше структурируется «образно»» [8]. Наблюдение становиться основным методом исследования. Тогда предметом изучения становятся закономерности, т.е. определенные регулярности социальной жизни, которые отслеживаются с помощью наблюдения визуальных объектов.
Взгляд на объект визуальной социологии у О. Запорожец схож с мнением П. Штомпки, т.е. она говорит об изучении социального с помощью визуального. Однако она выделяет в качестве объекта еще и само визуальное как социальный продукт, который произведен и используется обществом. В этом заключается особенность понимания объекта визуальной социологии у О. Запорожец.
Если говорить о направлениях исследования визуальной социологии, то мы сталкиваемся с их двойственностью: с одной стороны, мы изучаем социальное посредством визуального, а с другой, само визуальное выступает как социальный конструкт. Т.е, с одной стороны с помощью визуальных объектов происходит изучение социальности, а с другой стороны, само визуальное, будучи свидетельством социальности, является продуктом, конструктом, который производится в социальных условиях. Иначе говоря, визуальное есть способ представления социальности для себя самой.
Объектом визуальной социологии тогда является культура производства и потребления визуальных объектов.
В качестве предмета изучения в визуальной социологии выступает социальная обусловленность производства и потребления визуальных объектов. Визуальная социология изучает «визуальные данные социальной жизни» [2 с. 43-63].
Это фотографии, журналы, кинофильмы, видео, живопись, медиа, реклама, визуальные СМИ, мода, семейные фото- и видеоальбомы, татуировки, позы и т.д. Они интересны для исследователей и в качестве культурных текстов, и как репрезентации социального знания.
Многие явления нашей жизни невозможно выразить словами. Для того, чтобы их лучше понять, их нужно визуализировать, снять на камеру, сфотографировать, потому что по полноте, точности и объективности отображения реальности, аудиовизуальным средствам ничто не может составить конкуренции.
Долгое время визуальное считали отражением социальности. Так как это отражение было «чистым», то ученые обращались к визуальному, например, за подтверждением наличия социальных проблем в обществе. Тем самым социологами анализировались и реконструировались социальные порядки и практики. Таким образом, визуальные материалы становятся зеркалом, в котором отражается социальная реальность.
Но в последние десятилетия этот взгляд на специфику визуального подвергается критике, особенно со стороны постмодернистских концепций. Учеными признается собственная сущность визуального, которое уже является не просто второстепенным отражением культурной реальности, а собственно реальным продуктом культуры, доминирующих в ней взглядов, идеологий. Создание, понимание и потребление визуальных изображений обусловлено также и социальными условиями и символическими кодами, смыслами визуальной культуры.
Поэтому в визуальной социологии визуальное изображение трактуется «как множество смыслов, культурных кодов, символов, норм и т.д. При этом постулируется, что многие фрагменты социальной реальности не могут быть выражены словами, а только визуальными образами» [2; 44]. Яркий пример этому – фотография. Процесс ее создания и она сама начинают восприниматься как продукт культуры. Причем признается то, что фотография является отражением не только снимаемого, но и снимающего. Таким образом, фотография рассматривается как специфический способ восприятия и представления мира.
Методы визуальной социологии
Важной частью визуальной социологии как эмпирической дисциплины выступает ее методология. Признается значимость зрительного восприятия визуальных образов, его культурная обусловленность. С помощью визуального мы сегодня все больше изучаем социальность.
Впервые методы визуальной социологии были применены английскими и американскими учеными. Они изучали культуры «примитивных народов», образ жизни различных сообществ с помощью фотографий и кинофильмов, причем использовали они метод наблюдения. Это один из простейших и самых распространенных методов визуальной социологии. Все, что делает человек «видимо», а это значит, что все поддается наблюдению. Но также существуют и другие методы изучения визуального.
Например, контент-анализ. Традиционно этот метод используется при анализе письменного текста. Здесь важно понять сам текст, а затем выделить определенное количество идей, фраз, которые после сопоставляются между собой. Тот же метод можно применить и при работе с фотографиями. Например, рассматривая фотографии, можно отслеживать изменения каких-либо социальных процессов в газетных фотоматериалах в течение определенного периода времени. Например, как часто то или иное явление иллюстративно появляется на страницах газет в течение определенного времени. Посмотреть и сравнить, как это было десять, пять лет или год назад: сопровождались ли сообщения визуальным материалом. Таким образом, проводя особый тип контент-анализа, социолог может обнаружить некоторую тенденцию в трансформации того или иного социального феномена.
Следующий метод – это классическое социологическое интервью. Социолог может взять фотографии какой-либо социальной ситуации, в которой существуют люди, и показывать их им. При этом он может обсуждать эти фотографии с людьми, стараясь обнаружить интересные детали о самом сообществе, взаимоотношениях, царящих в нем, выявить, кто лидер, а кто — маргинал в этом сообществе. Это достаточно просто. Гораздо проще получить необходимую информацию от респондентов, имея под рукой фотографии, чем просто задавать вопросы.