Смекни!
smekni.com

Проблемы адаптации мигрантов в современной России (стр. 4 из 7)

Каждый, кто побывал в Москве, будет вынужден констатировать, что приезжие уже составляют весьма значительную долю населения российской столицы. Неслучайно именно в крупных мегаполисах, Москве и Петербурге, опрос ВЦИОМ фиксирует наибольшее число тех, кто выступает за ужесточение миграционного законодательства (67% респондентов). Многие из тех, кто приезжает в Россию, не могут или не хотят адаптироваться к нашей культуре, порой по причине банального незнания русского языка. Дальнейший неконтролируемый приток мигрантов рассматривается коренными жителями России, 80% которых составляют русские, как подрыв существующего культурного пространства и угроза национальной идентичности. В связи с этим резкое неприятие вызывает перспектива создания так называемых «этнических гетто», где мигранты могли бы составлять изолированные инокультурные анклавы. В Москве и Петербурге против этого выступает 33% опрошенных.

Кроме того ВЦИОМ представил данные о том, что, с точки зрения россиян, должны делать власти, чтобы не допустить разжигания межнациональной розни (таблица 5). [15]

Чтобы не допустить в России роста межнациональной напряжённости и конфликтов между коренным населением и мигрантами, власти должны ограничить приток в нашу страну иностранной неквалифицированной рабочей силы, ужесточить порядок их въезда и регистрации, считают 55% опрошенных. Ещё 26% полагают, что нельзя допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России («этнические гетто»).

Все остальные варианты решений менее популярны. Так, 28% поддерживают предложение ужесточить наказание за пропаганду идей, разжигающих межконфессиональную и межнациональную рознь, 22% - запретить деятельность всех экстремистских религиозных и политических организаций. Что касается таких мер, как легализация, повышение правовой защищённости мигрантов, улучшение условий их жизни, то их поддерживают 13-14% опрошенных. За жёсткое пресечение любых несанкционированных уличных выступлений выступили 10%.

Россияне высказываются скорее против «этнических гетто»: точку зрения, что властям следует не допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России, поддерживает значительно больше опрошенных, чем мнение, что такие гетто нужны (26% против 12%).

В начале 2007 г. Россия сделала решительный шаг в сторону либерализации миграционной политики, введя в действие новые правила регистрации мигрантов и выдачи разрешений на работу иностранным работникам. Этот шаг имеет такое же принципиальное значение для жизни страны, как и закон о свободе въезда и выезда, принятый в 1993 г. и обрушивший "железный занавес".

Как Вы думаете, что власти должны делать для того, чтобы не допустить в России роста межнациональной напряженности и конфликтов между коренным населением и мигрантами?
(До трёх ответов)

Ограничить приток в Россию иностранной неквалифицированной рабочей силы, ужесточить порядок их въезда и регистрации

55

Ужесточить наказание за пропаганду идей, разжигающих межконфессиональную и межнациональную рознь

28

Не допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России

26

Запретить деятельность всех экстремистских религиозных и политических организаций

22

Легализация, повышение правовой защищённости мигрантов

14

Улучшать условия жизни мигрантов (работа и зарплата, жилье, медицинское обеспечение, образование)

13

Создать места концентрированного проживания мигрантов в отдельных районах

12

Жёстко пресекать любые несанкционированные уличные выступления

10

Затрудняюсь ответить

7

В 2002 г. было введено в действие жесткое законодательство, которое возвело труднопреодолимые барьеры на пути законного пребывания и трудоустройства иностранных граждан. Имеется в виду Федеральный Закон Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. Легитимное пространство для мигрантов стало крайне узким. В результате жесткие меры дали обратный результат. Чрезмерное ограничение легитимного пространства, вытесняя мигрантов в неправовое поле, способствовало еще большему развитию незаконной миграции и формированию мафиозных сетей в миграционной сфере. Регистрируемая же миграция резко уменьшилась, что противоречило

Таблица 5

интересам России, переживающей демографический кризис.

Настоятельность поворота миграционной политики в сторону протежирования иммиграции становилась все более очевидной. Президент Путин в своей речи на заседании Совета Безопасности 17 марта 2005 г. назвал стимулирование миграционных процессов "нашей важнейшей задачей", актуальность которой была также подтверждена в Послании Президента Федеральному Собранию в мае 2006 г. В том же году, наконец, было принято новое законодательство, развивающее эту линию.

Можно сделать вывод о том, что социальные последствия миграционных процессов проявляются в следующем:

- обострение конкурентной борьбы за рабочие места между местными жителями и приезжими;

- конфликты на межнациональной почве;

- конфликты, связанные с этнокультурными различиями;

- привнося элементы своей культуры, мигранты размывают культуру традиционного общества

- проблемы в сфере жилищно-бытовых отношений

Глава 3.

Особенности адаптации мигрантов в ЮФО

3.1 Характер миграционной ситуации на юге России

Юг России в силу своего геополитического положения всегда являлся зоной миграций и межэтнических контактов. Включение этого региона в состав Российской империи не изменило этого статуса. Если в XVII-XVIII вв. продвижение России в регион было связано с его колонизацией и закрепилось созданием здесь Азовско-Черноморской линии, то в конце XIX в. Русские начали активное хозяйственное освоение этого региона. Российское правительство создает специальную законодательную базу, организующую переселенческое движение. Так, закон от 13 июля 1889 г. Определял основы переселенческой политики, а закон от 15 апреля 1889 г. Разрешал переселение в районы Закавказья и Северного Кавказа, включая Дагестан. Сюда переселяются крепостные и государственные крестьяне, которые несут с собой культуру хлебопашества. В этот период разворачивается строительство и активизация деятельности важнейших транспортных коммуникаций – железнодорожной магистрали, портовых терминалов; создаются первые металлургические и машиностроительные заводы. Такая хозяйственная деятельность приводит к развитию городов как торгово-индустриальных центров.

Вместе с тем развитие транспортных магистралей оживили торговые отношения региона с центральной Россией, и вызвало небольшую миграцию коренного кавказского населения. Так, например, из Дагестана, выезжали на отходнические промыслы в Россию многие мастера-ремесленники. С началом массовой иммиграции из Османской империи на Северном Кавказе стали селиться греки, занявшие нишу сельскохозяйственного производства, а также внутренней и внешней торговли. В XVIII в. на Северном Кавказе появляются армяне. Они обосновались в устье Дона, создав здесь несколько сел и г. Нор-Нахичевань (сейчас это часть Ростова-на-Дону), немного позднее – осели в Кизляре, Моздоке, где в конце XVIII в. они составляли 51 % населения, Ставрополе, Владикавказе, Екатеринодаре. В конце XIX в. здесь появились и немецкие колонисты, с которыми связано развитие сельского хозяйства и аптечного дела.[16]

Большой импульс активизации миграционных процессов в Северо-Кавказском регионе придала Октябрьская революция. Важнейшей составляющей социальных преобразований, вызванных революцией, был вопрос о земле, особенно актуальный в этом регионе. Его острота обусловливалась наличием в горах сравнительно небольших площадей, пригодных для земледелия, что всегда создавало на Северном Кавказе проблему острого малоземелья и повышенной плотности населения в этих районах. Одной из своих важнейших задач партия большевиков видела в решении земельного вопроса. В апреле 1920 г. Был опубликован приказ Терского областного ревкома о национализации земли в пределах области. Вся земля поступала в единый земельный фонд. Арендная плата отменялась. Началось перераспределение земли. Первоначально земли отрезались у наиболее обеспеченных землей равнинных казачьих станиц. Основные миграционные потоки в 20-е гг. были распространены среди осетин, карачаевцев, ингушей и чеченцев.

Другая миграционная волна в регионе за последнее столетие была связана с административной акцией депортации ряда народов в 1943-1944 гг. По расчетам спецпереселенцы из республик Северного Кавказа (карачаевцы, балкарцы, ингуши и чеченцы) на 1944 г. составила поток общей численностью в 600 тыс. человек.[17]