Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по социологии 9 (стр. 8 из 8)

Если особенности общественного сознания, менталитета народа, с одной стороны, влияют на многие проявления политической жизни, то, с другой стороны, властные структуры и различные политические организации стремятся воздействовать в своих интересах на массовое сознание

В этих целях ведется пропаганда идеологических установок, программных требований, и это, конечно, сказывается на сознании какой-то части населения.

В структуре государственной политики в качестве особых ее направлений выделяются культурная, или культурно-идеологическая и информационная политика. В процессе ее реализации решаются задачи, соответствующие общечеловеческим ценностям: повышение общекультурного уровня населения, приобщение его к общезначимым духовным благам, распространение объективной информации и т.д.

Важное место в духовной жизни общества занимает мораль, или нравственность, представляющая собой исторически сложившуюся систему норм и ценностей, регулирующих человеческое поведение. Нравственные представления народов, относящихся к разным цивилизациям и типам культуры, различаются, и в чем-то даже существенно. Но при всем том есть некоторые общечеловеческие нравственные нормы и ценности, без которых просто не может существовать любое цивилизованное сообщество, — признание ценности человеческой жизни, достоинства, неприкосновенности, свободы, недопустимости лжи в человеческом общении Довольно широко распространено мнение, что они взаимно исключают друг друга, что политика — это деятельность, свободная от морали

В соответствии с такой позицией считается вполне допустимым и даже необходимым использовать ради достижения своих целей любую ложь, любые, формы насилия, осуждаемые общечеловеческой моралью средства и методы.

Однако далеко не всякая политическая деятельность неизбежно аморальна. Конечно, как в любой человеческой деятельности, в политике могут присутствовать отступления от моральных принципов и норм. Но, как и отдельный нормальный индивид, отступая от них, отнюдь не гордится этим, а стремится, если не загладить свой проступок, то хотя бы не выставлять его на показ,

Во многих странах имеются политические партии и движения, идеология которых опирается на ту или иную религию. По своей социально-политической направленности они различны. Одни являются либерально-демократическими (христианско-демократическими), другие — демократическими с элементами социалистической идеологии, третьи — консервативными. Есть даже ультраконсервативные, что особенно характерно для партий, основывающихся на идеологии исламского фундаментализма. Что касается связи религии с политической властью, то в некоторых государствах эта связь настолько тесна, что власть открыто направляется религиозными инстанциями и их руководителями. Наиболее яркий пример современного теократического государства — Иран. Но, как доказывает практика, подобное устройство политической власти крайне негативно сказывается на правах и свободах граждан, экономическом и социальном прогрессе общества. Одновременно это лишает и саму религию многого из ее благородного, гуманистического содержания: вместо духовного прибежища она становится орудием насилия.

Поэтому не случайно уже на ранних этапах становления современных либерально-демократических политических систем одним из требований их формирования и одним из важнейших завоеваний стало отделение религии и ее институционального оформления — церкви от государства.

Будучи отделенными от государства, религия и церковь тем не менее вполне могут оказывать влияние на власть через религиозных по своим убеждениям политических деятелей и направляя давление прислушивающихся к церкви слоев на власть. Сила такого влияния зависит от того, насколько вообще присуща религиозность населению данной страны. Если народ в массе своей религиозен, как, например, в Польше, то и влияние церкви на власть и политику будет довольно сильным. Если позиции религии и церкви в обществе слабы, то соответствующим будет и их воздействие на политику.

Государственная политика в отношении религии и церкви очень разная в различных странах и условиях. Может проводиться политика притеснения церкви и всяческого ущемления религиозно настроенной части населения, как было в советские времена. Бывает отношение нейтральное, безразличное. Случается, что государство, оставаясь светским, оказывает помощь церкви и религиозной деятельности и даже опирается на соответствующие институты. Такой характер отношений может быть полезен и для самого государства, так как религия, оказывая благотворное нравственно-воспитательное воздействие на людей, способствует тем самым формированию законопослушных граждан, верных сынов и дочерей своей родины.