Смекни!
smekni.com

Становление социологии права XVII XIX в.в. (стр. 1 из 4)

Контрольная работа

по Социологии

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА XVII – XIX в.в.

СОДЕРЖАНИЕ

4. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА XVII – XIX в.в.

4.1 Теория Естественного права (Г.Гуго, Г.Гобс, Д.Локк,

Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье) …………………………………………………..3-14

4.2. Историческая школа права(Г.Гуго, Г.Пухта, К.Савьиньи)…………...15-18

4. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА XVII – XIX в.в.

4.1. Теория Естественного права(Г.Гуго, Г.Гобс, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье)

Теория естественного права. Разработка идей естественного права началась с творчества великого голландского юриста Гуго Гроция (1583—1645). Если до него естественное право рассматривалось и обосновывалось в рамках теологической концепции права как божественное установление, то Гроций впервые трактует его как порождение здравого человеческого разума. Он двумя разными способами доказывает существование естественного права.

Во - первых, естественное право соответствует требованиям разума и потребностям общества (априорный способ). Во-вторых, естественное право или его элементы наблюдаются у всех без исключения народов, и потому можно сделать вывод о его всеобщности (апостериорный способ). Волеустановленное (позитивное) право, существующее в государстве, полностью базируется на естественном праве. Его составляют гражданские законы, принятые на основании договора. Всеобщие принципы естественного права не зависят, по мнению Гроция, от воли Бога. Бог не может изменить их, как не может изменить законов логики и математики.

Даже если предположить, что Бога не существует, естественное право существовало бы. Он пишет о естественном праве, что оно «столь незыблемо, что не может быть изменено самим Богом... Действительно, подобно тому, как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро». Концептуализация понятия естественного права составляет главную теоретическую заслугу Гроция. Он по праву считается человеком, давшим понятию естественного права наиболее законченную форму.

XVII — XVIII века. По своей рациональной основе теория естественного права была близка учениям юристов античности. Она также полностью соответствовала умонастроениям мыслителей XVII и XVIII веков, много внимания уделявших проблеме естественного состояния человека и происхождения государства и права как «искусственного», производного из естественного, состояния.

Томас Гоббс (1588-1679). Выдающийся английский мыслитель, стал основоположником так называемой «договорной» теории происхождения государства и права. Его политико-юридическая доктрина которого содержится в его трудах: “Философское начало учения о гражданине”(1642 г.), “Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”(1651 г.).

Согласно представлениям Гоббса, все люди от природы обладают одинаковыми способностями и качествами. Кроме того, все они стремятся к максимальной реализации своих эгоистических интересов, ничем не ограничивая это свое желание. По этой при чине естественным изначальным состоянием человеческого общества является «война всех против всех» — никем и ничем не регулируемое хаотическое силовое противостояние индивидов друг другу. Тем не менее, считает Гоббс, люди наделены от природы способностью и желанием находить выход из неблагоприятного положения. Ими движет здоровый инстинкт самосохранения, страх смерти и здравый смысл, или естественный разум. Все это в совокупности подводит их к пониманию необходимости преодоления естественного — досоциального и доправового — состояния.

Изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый имеет наравне с другими одинаковое “право на все”. Но жадность и эгоизм человека приводят к неизбежной войне “всех против всех”. И это - “естественное состояние рода человеческого”. В природе людей заложены свойства, которые побуждает людей находить выход из естественного положения - страх смерти и инстинкт самосохранения, естественный разум.

Главный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все остальное - средства для этого. Второй естественный закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Право переносится по договору на определенное лицо или на группу лиц. Третий закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последние не будут иметь никакого значения - источник и начало справедливости. Есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, которые можно свести к правилу: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

Обмен и договор выступают предпосылками установления мира в человеческом общежитии.

Естественные законы сами по себе к исполнению не обязательны. Естественный закон - свобода что-либо делать или не делать, позитивный закон - предписание делать или не делать что-либо.

Абсолютная власть государства - гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы, которые опираются на силу.

Государство учреждается людьми для того, чтобы покончить с “войной всех против всех”. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица - суверен, который обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным.

Однажды заключив договор, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Обладатель же верховной власти никаким договором со своим народом не связан и потому ответственности перед ним в принципе не несет.

Гоббс выделяет 2 пути возникновения государства: через добровольное согласие индивидов (основанные на установлении или политические государства), или приобретение верховной власти силой (основанные на приобретении).

Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д. прерогативы суверена неделимы и не непередаваемые никому - Гоббс против разделения властей. Верховная власть не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.

Государство выполняет полицейско-охранительные функции, поощряет развитие экономики, совершает воспитательно-просветительскую деятельность.

Свобода - право делать все то, что не запрещено гражданским законом. Единственное мерило добра и зла - гражданский закон, единственный судья - законодатель.

Долг суверена - хорошо управлять народом, ибо государство установлено не ради самого себя, а ради граждан.

Существует 3 формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены.

Народ имеет право на восстание тогда, когда суверен обязывает индивида убивать или калечить самого себя или запрещает защищаться от нападения врага. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы - закон самосохранения. Этот закон не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.

С этой целью индивиды заключают между собой общественный договор о создании государства, которое бы оберегало и защищало индивидуальные права каждого и тем самым ограничивало бы естественную свободу доправового состояния. Государство, возникшее таким образом, выступает гарантом соблюдения прав каждого гражданина. Оно имеет силовую природу и требует абсолютного подчинения. Созданное путем договора каждого с каждым, государство отчуждает у индивидов и использует ради их блага их совокупную силу. Теперь индивиды лишаются права и возможности сопротивляться решениям суверенного носителя власти. Взамен этого они приобретают безопасность и спокойное существование под охраной закона.

Аналогичной концепции происхождения государственной власти придерживался Джон Локк (1632- 1704), который, однако, более позитивно оценивал естественное, доправовое состояние человечества.

Разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Но он дополнил ранее известные учения и создал доктрину раннебуржуазного либерализма.

До возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии, не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью, господствует равенство. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми. Все это порождает обстановку неуверенности. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой или же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Государство воплощает политическую власть, то есть право во имя всеобщего блага создавать законы и право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.