Смекни!
smekni.com

Представления учащихся и студентов об употреблении спиртных напитков (стр. 2 из 7)

По мнению автора концепции, для человека всегда есть возможность встречи с чем-то "странным и незнакомым", такая встреча таит в себе опасность разрушить привычный ход вещей. С. Московиси считает, что при помощи социальных представлений, странное и незнакомое становится со временем понятным и знакомым.

Человек живет в социальном окружении, принадлежит к социальным группам, поэтому социальное представление можно рассматривать как продукт именно группы, поскольку в ней получаемые обрывки знаний обрастает определенной смысловой нагрузкой. Под социальным представлением в этом случае понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, норм. С точки зрения С. Московиси социальные представления – инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку представление вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений групп познается их психологический облик. [3, с. 157]. Данный аспект интересует нас с той позиции, которая позволяет сделать анализ представлений ПВК у таких групп, как студенты и специалисты по социальной работе.

Связь социального представления и группы осуществляется в 2-х направлениях:

1) влияние группы на социальное представление – группа фиксирует определенные аспекты воспринимаемого явления, влияет на принятие – отвержение той или иной информации, влияет на частоту использования социального представления.

2) влияние социального представления на группу – при помощи социального представления группа может варьировать способы манипуляции фактами общественной жизни или их интерпретации в пользу интересов группы; социальные представления способствуют формированию социальной (групповой) идентичности.

Человеку, чтобы понять смысл окружающего его мира, чтобы облегчить процесс коммуникации с другими людьми по поводу различных событий, для того, чтобы построить для себя относительно непротиворечивую картину мира необходимо пользоваться социальными представлениями. При этом совершается трансформации одних понятий и категорий в другие "понятные". Факты окружающего мира подвергаются трансформации и оценке, по мере введения нового, непривычного, непонятного в сферу обычного представления наполняются реальным смыслом, окрашиваются реальным социальным опытом индивида [1, с. 242].

Другой представитель французской школы Д. Жоделе, трактует социальное представление как "общее видение реальности, присущее данной группе, который может не совпадать или противостоять взглядам, принятым в других группах. Это видение реальности ориентирует действия и взаимосвязи членов данной группы".

Структура социальных представлений складывается из 3-х компонентов: информация (проникает в "щели" обыденного сознания через различные источники); поле представления (в группе определяется общая смысловая рамка, в которой помещается новая информация, а так же диапазон ее возможных толкований); установка (интериоризация того, что почерпнуто из полученной информации, от "поля", из собственного опыта)

[1, с. 243].

Большое значение в концепции социальных представлений уделяется выделению социальных функций последних. Важнейшей из функций является то, что они служат инструментом познания. Согласно логике представителей данной теории, социальные представления сначала описывают, затем классифицируют и, наконец, объясняют объекты представлений. С другой стороны, подчеркивается, что социальные представления представляют собой не только сетку, с помощью которой люди перерабатывают ту или иную информацию, а являются фильтром, парциально и селективно трансформирующим информацию из внешнего мира [9, с. 87]. С. Московиси говорит о том, что именно социальные представления подчиняют психический аппарат внешним воздействиям, побуждают людей формировать привычки или, наоборот, не воспринимать события внешнего мира. Иначе говоря, человек видит окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а "сквозь призму собственных желаний, интересов и представлений" [22, с. 87].

Второй важной функцией социальных представлений является функция опосредования поведения. Социальные представления кристаллизуются в специфических социальных структурах (кланы, церкви, социальные движения, семья, клубы и т.д.) и оказывают принудительное воздействие, распространяющееся на всех членов данного сообщества. Эта функция проявляется как во внешне наблюдаемом поведении, так и в эмоциональных проявлениях. Так, Р. Харре, исследовав проявление эмоций в различных культурах, выявил, что появление тех или иных эмоций и их динамические параметры зависят от социальных представлений, существующих в тех или иных культурах. Иначе говоря, социальные представления трактуются как независимая переменная, детерминирующая все многообразие поведения человека.

Третьей функцией социальных представлений является адаптационная, выступающая в двух планах: во-первых, социальные представления адаптируют новые социальные факты, явления научной и политической жизни к уже сформировавшимся и ранее сушествовавшим взглядам, мнениям и оценкам; во-вторых, они выполняют функцию адаптации индивида в социуме. Р. Харре указывает на то, что люди своим поведением постоянно транслируют собственные знания и умения по прочтению социального контекста, социальной семантики, что необходимо для адаптации человека в той или иной социальной общности. Таким образом, социальные представления являются своеобразным ключом к социализации [12, с. 65].

Реализация функций обеспечивает механизм возникновения социального представления, состоящего из 3-х этапов:

1) "зацепление" - всякий новый объект нужно как-то "зацепить", сконцентрировать на нем внимание, зафиксировать в нем что-то такое, что позволит его вписать в ранее существующую рамку понятий;

2) "объектификация" незнакомое и абстрактное трансформируется в нечто конкретное, знакомое здравому смыслу. Может осуществляться в формах персонализации (попытка привязать понятие к какой-нибудь личности, более или менее "знакомой"), фигурации (содержание незнакомого понятия привязывается не просто к имени кого-либо, а к некоторой формуле, связанной с этим именем);

3) "натурализация" - принятие полученного "знания" как некоторой объективной реальности.

В рамках концепции социальных представлений сложились следующие направления анализа социальных представлений:

1) на уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последние к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых "моделей закрепления" и превращающий необычное в банальное;

2) на уровне малой группы социальное представление выступает в концепции социальных представлений как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом взаимодействии, выражающегося в конструировании субъектом представления о себе как о человеке, более соответствующем требованиям ситуации, чем другие люди;

3) в плане межгрупповых отношений социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой - частноситуативными особенностями взаимодействия;

4) на уровне больших социальных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания [11, с. 44].

Подводя итог по поводу значения концепции социальных представлений в психологии можно отметить, что социальные представления не только расширяют спектр тех социальных явлений, построение образа который отдельным индивидом можно лучше понять, но и осуществляется переход от индивидуального сознания к массовому сознанию. Классическое определение социального представления дано С. Московиси. Он понимает под социальным представлением сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации.

Анализ литературы показал, что социальные представления – инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку представление вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. Поскольку мы рассматриваем представления о профессионально-важных качествах, следует перейти к характеристике понятия профессионально-важные качества в психолого-педагогической литературе.

1.2 Особенности подросткового алкоголизма

О подростковом алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливаете за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подростка уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему много, разрешается из того, что не позволяется первоклассникам- например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается более полноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится цепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой.