и революционная борьба
В.И. Ленин, являясь идейным лидером, очень много пишет о государстве, общественном строе, форме правления и режимах и др., основываясь на марксизме, но также и вносит свое видение в понимание этих вопросов. Например, Ленин В.И. дает свое определение демократии:
«В постоянных рассуждениях о государстве делается та ошибка, а именно забывают, что уничтожение государства есть уничтожение также и демократии, что отмирание государства есть отмирание демократии. Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству. Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государства, т. е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другой. Но, стремясь к социализму, будет исчезать надобность в насилии над людьми вообще».
В своей работе Ленин В.И. подчеркивает, что подобно тому, как все предшествующие общественно-экономические формации закономерно сменяли друг друга, так и капитализм должен быть заменен новым строем. Социализм, как строй, основанный на общественной собственности и устранивший эксплуатацию человека человеком, имеет коллективистскую основу. Он создается трудовым народом, основу которого и ведущую силу составляет рабочий класс, выступающий выразителем коренных интересов всех людей труда, то есть большинства. Поэтому такой строй политически не может быть иначе организован, как на основе демократии и народовластия. Признав, что социализм можно создать лишь при установлении политической власти пролетариата, В.И. Ленин считает необходимым создание и нового государства взамен сокрушенного социалистической революцией. Одним из предварительных условий построения пролетарской государственности является слом старой государственной машины. Образцом этому служил пример Парижской коммуны. Первым своим декретом она уничтожила постоянную армию, введя всеобщее вооружение. Она была выборным учреждением на основе всеобщего избирательного права. При этом в своих руках она держала как законодательную, так и исполнительную власть. Полиция, бывшая до того орудием центрального правительства, была лишена своих политических функций и была превращена в Ответственный Орган Коммуны, сменяемый в любое время. Так же поступили с чиновниками всех остальных отраслей управления. Общая военная служба оплачивалась как служба рабочего. Все привилегии высших государственных чинов исчезли вместе с чинами. Местные учреждения, объединяясь между собой, сами и через собрание делегатов посылали депутатов в национальную делегацию, заседающую в Париже. Так предполагалось объединить самоуправление производителей на местах в общенациональную систему. Это была полностью самоуправляющаяся организация власти рабочего класса, которую даже трудно считать государством. Для В. И. В.Ленина главное в такой организации власти было, прежде всего, отсутствие постоянных вооруженных сил (армии, полиции) и разветвленного чиновничьего аппарата, противостоящего истинно демократическим структурам. Рассматривая новую систему как полугосударство, В.И. Ленин, как до революции, так и некоторое время после нее был убежден в том, что социализму чужды товарно-денежные отношения, что в новых условиях общественный интерес полностью охватит личный, и не понадобится предпринимать меры к возбуждению и удовлетворению этого интереса у индивидуального производителя. В.И. Ленин опирается на работы Маркса и обосновывает самостоятельно необходимость коммуны:
«Свободное народное государство было программным требованием немецкого с.-д. 70-х годов. Мы за демократическую республику, как наилучшую для пролетариата форму государства при капитализме, но мы не в праве забывать, что наёмное рабство есть удел народа и в самой демократической буржуазной республике. Всякое государство есть особая сила для подавления угнетаемого класса. Поэтому всякое государство несвободно и ненародно.
В критике парламентаризма Маркс писал, что всеобщее избирательное право должно служить народу, организованному в коммуну, чтобы подыскивать рабочих, надсмотрщиков, бухгалтеров, как индивидуальное избирательное право служит для этой цели всякому другому работодателю.
А Ленин говорил, что выход из парламентаризма, конечно же, не в уничтожении представительных учреждений, а в превращении представительных учреждений в работающие. Коммуна должна была быть не парламентским учреждением, а работающим в одно и то же время законодательным и исполнительным.
В.И. Ленин рассматривает соотношение пролетарской и буржуазной демократии:
«Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую пролетарскую государственную политику, проводя указанные меры к большому демократизму и искоренению бюрократизма».
А мы будем, как предполагал В. И. Ленин, бороться за разрушение всей старой государственной машины, так, чтобы сам пролетариат был правительством. Весь сознательный пролетариат будет с нами в борьбе за разрушение буржуазного парламентаризма, за демократическую республику коммуны или республику советов рабочих и солдатских депутатов, за революционную диктатуру пролетариата».
В.И. Ленин сознает пагубность пренебрежения интересами крестьянства, противопоставление его рабочему классу, как и противопоставление этих двух классов интеллигенции. НЭП должен был объединить эти слои общества на основе согласования их частных интересов и сочетания последних в общих для всех целях: строительстве нового общества. В.И. Ленин понимал государство как организацию, необходимую для подавления эксплуататоров и для полного уничтожения классов — функций, ложащихся на весь трудовой народ. В обществе, где есть классовые антагонизмы, государство возникает и выступает как «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». В этом обществе государство представляет собой орган классового господства. Оно создает «порядок, который узаконивает угнетение, умеряя столкновение классов. В.И. Ленин указывает на непременное наличие особых вооруженных отрядов, которые имеют в своем распоряжении тюрьмы, принципиальное орудие силы государственной власти. Государственный аппарат эксплуатирует угнетенный класс, и его ниспровержение (ниспровержение буржуазии) начнет переходный период от капитализма к коммунизму.
И завершает свою работу такими словами:
«Потому буржуазной общественной формой завершается предыстория общества».
Заключение
Значительный вклад в развитие и пропаганду философии марксизма внесли такие русские философы-марксисты – Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. В истории марксизма выделяют два этапа развития: первый, связанный с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса (до 1895 года) и второй (с 1895 года до наших дней), – ленинский этап, связываемый, прежде всего с деятельностью В. Ленина.
Г.В. Плеханов (1856 – 1918) занимался проблемами истории философии, этики, эстетики, теории познания и материалистического понимания истории. Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания.
С середины 90-х годов XIX века определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет В.И. Ленин (1870 – 1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции. Задачи идейной борьбы побудили его к написанию теоретической философской работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1911). Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства. Философские работы В.И.Ленина надолго определили основные черты советской философии.
Марксизм оказал огромное влияние на судьбы народов не только нашей страны, но и всего человечества. Влияние марксистской философии испытали многие западные философы ХХ столетия, причем не только философы-марксисты, но и представители ряда немарксистских течений: экзистенциализма, структурализма, социологии Франкфуртской школы, представители так называемого фрейдомарксизма (Э. Фромм) и др.
Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства.
6. Список литературы:
1. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения, М.: Политиздат, 1956
2. Давид Шуб Политические деятели России (1850-ых—1920-ых гг.).
Г.В.Плеханов и большевики до 1914 г., М., 1996
3. Гусаковский М.А. К проблеме человека в философии Г.В.Плеханова, Минск,
1979
4. Ленин В. И. Государство и революция, М. Политиздат 1977г
5. Левин Ш. М. Черный Передел и проблема политической борьбы. Вопросы
истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в
России. М., 1961.
6. Ткачев П. Н. Программа “Набата”, Революционное народничество 70-х
годов. Программа Земли и воли, Избр. соч. М. 1932
7. Ленин В. И., Империализм и раскол социализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т.30
8. www.monah.ru
9. Ленин В.И. Развитие капитализма в России, М. Политиздат. 1952г
10. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма, М. Политиздат
1982г.
11. http://www.marxists.org/russkij/lenin/works/lenin007.htm
12. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 4.
13. С.С. Новикова. История развития социологии в России, Воронеж, 1996г
14. www.rustrana.ru
15. Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе (1988). //
Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников. Тула: