На основе одних суждений, называемых обычно посылками, можно получать новое суждение, называемое выводом. Благодаря умозаключениям мыслящему человеку нет необходимости каждый раз для доказательства своих утверждений прибегать к опытным данным. Используя умозаключение, он получает некоторую независимость от опыта. Отправляясь от подтверждаемых опытом предпосылочных суждений, познающий ум может путем умозаключений делать все новые и новые утверждения о предмете, не соотнося их непосредственно с опытом.
В познании чувственно и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство заключается в том, что чувство у человека всегда носит осмысленный характер, а рациональное рассуждение опирается на данные опыта.
4. Конфликт чувственного и рационального познания.
Как уже неоднократно говорилось выше, в качестве ступеней рационального познания называют понятие, суждение, умозаключение; чувственного – восприятие, представление, ощущение.
Традиция противопоставления чувственного и рационального познания базируется на принципиальной разнице между ощущением и понятием. Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся лишь к отдельным свойствам объектов, они изменчивы и преходящи. – В противоположность им понятия являются общими для ряда субъектов, в них зафиксированы общие свойства предметов, в силу чего они более устойчивы и даже кажутся неизменными, поскольку заметить изменения понятий можно, лишь применяя принцип историзма и рассматривая большие промежутки времени. Резкое противопоставление чувственного и рационального привело к вопросу о том, какой из двух видов познания является достоверным. В законченном виде дилемма чувственного и рационального познания выразилась в противостоянии сенсуализма[1] и рационализма[2] Нового времени. Сенсуалисты считали, что все знание производится на основе ощущений, поэтому чувственное познание является достоверным. Рационалисты не отрицали роль ощущений в познании, но вместе :с тем полагали, что именно разум придает знанию характер всеобщности и необходимости. Поскольку разум производит знание, а не мнение, рациональное, а не чувственное познание является достоверным.
Основываясь на сенсуалистическом представлении о том, что все знание происходит из ощущений, скептики делают вывод о непознаваемости мира. Относительность чувственного знания, его принадлежность конкретному субъекту свидетельствует, с точки зрения скептицизма, о недостоверности любого познания, об отсутствии или недоступности истины как таковой.
А какое начало — чувственное или рациональное — преобладает в Вашем способе познания?
Что касается меня, на данном этапе моей жизни во мне преобладает рациональное познание.
И чувственное и рациональное познание важно для каждого человека, в том числе и для меня. Только важны они в разной степени в разный период жизни.
Я считаю, что степень использования той или иной формы познания зависит от возраста человека, его интересов, целей, образования… Когда ребенок только родился, в нем преобладает чувственное познание, он воспринимает мир с помощью органов чувств. Он еще не понимает, зачем нужен тот или иной предмет, действие. Дети в раннем возрасте воспринимают предметы по цвету, на ощупь, вкус. На основании только этих факторов они способны «понять», составить хоть какое – то представление об изучаемом объекте.
Чем старше становится ребенок, тем больше у него начинает проявляться рациональная часть познания. Он уже интересуется не только, скажем, какой изучаемый объект на ощупь, но и пытается узнать, из чего он сделан. У ребенка формируется мышление, он начинает рассуждать над какими-либо действиями. Маленький человек начинает посещать детский сад, школу, что помогает развивать рациональное мышление.
Взрослый человек в большей степени использует рациональный метод познания, так как он стремится узнать не поверхностную информацию о предмете, а гораздо глубже. С помощью чувств мы изучили очень большое количество предметов, окружающих нас, ранее, поэтому эта составляющая, изучаемых нами объектов, нам уже менее интересна.
Также, я думаю, что метод познания может зависть от образования, целей, интересов каждого индивида. Чем больше человек образован, тем больше роль рационального познания. У человека, который не стремится повысить свой уровень знаний, не занимается своим образованием, воспринимает предметы только на обывательском уровне, эму просто не интересно и не надо знать что – то большее.
Я сейчас студентка, прошла значительный этап своей жизни – школу, я повышаю уровень своего образования, продолжаю познавать себя и окружающий мир, у меня есть цели, к которым я иду, и в значительно большей степени мне помогает в этом именно рациональное познание.
Список литературы
1) Попов Е.В. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.
2) Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О. В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2009. – 592с.
3) URL: http://ru.wikipedia.org (электронный ресурс)
Название документа: Контрольная работа по социологии.doc
Имя исходного файла: Контрольная работа по социологии.doc
Тип документа: Прочее
Тип отчета: О типах отчетов Скрыть список источников
Сохраненная копия Ссылка на источник Хранилище Доля в тексте
[1] Источник 1 http://www.i-u.ru/biblio/%&Ovr0/alekseev_filosofija.zip Антиплагиат 3,99%
[2] Источник 2 http://filreferat.popal.ru/article2215.html Антиплагиат 2,15%
[3] Источник 3 http://www.vspu.ru/booksarch/galamian.zip Антиплагиат 1,79%
[4] Источник 4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%83%... Антиплагиат 1,52%
[5] Источник 5 http://referatx.ru/open/7881/427000.html Антиплагиат 1,12%
[6] Источник 6 http://study.online.ks.ua/spargalka/files11/n_0404041.zip Антиплагиат 0,68%
[7] Источник 7 http://www.bobych.ru/lection/filosofia2/041.html Антиплагиат 0,56%
[8] Источник 8 http://www.5ballov.ru/referats/archive/18/5ballov-18098.zip Антиплагиат 0,54%
Частично оригинальные блоки: 0%
Оригинальные блоки: 88,82%
Итоговая оценка оригинальности: 88,82%
[1] Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление
[2] Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.