Смекни!
smekni.com

Основные идеи труда П.А.Сорокина Человек. Цивилизация. Общество (стр. 4 из 6)

Наказание определяется как акт, или совокупность актов, вызванных преступлением и представля­ющих реакцию на акты, квалифицируемые как акты преступные.

Под наградой понимается акт или совокупность актов, вызванных подвигом и представляющих реакцию на акты, квалифицируемые как акты услужные.

Важно отметить следующее: не все страдательные акты — акты карательные и не все акты, доставляющие удовольствие, акты наградные.

Причинный ряд, говорит П.А.Сорокин, здесь таков: 1) акт — преступление; 2) оно вызывает психические переживания оскорбления, оскорбление — неприязнь (враж­ду, злобу, ненависть), и 3) они спонтанно разряжаются в ряде актов, наносящих преступнику тот или иной вред или страдание. Такова связь карательных актов с актами, причиняющими преступнику страдание.

То же приложимо и к связи наградных актов с актами, приносящими «подвижнику» удовольствие и вообще благо. Подвиг квалифицируется людьми всегда как нечто положительное и возбуждает как по отношению к «услужным» актам, так и по отношению к «подвижнику» «симпатичес­ки-притягательное» переживание, имеющее разные степени, начиная с простой симпатии и простого «одобрения» и кончая «благоговением, восхищением и восторженностью». Эти «положительные переживания» неизбежно выливаются и в положительные по отношению к «преступ­нику» акты (награда).

Оскорбление, вражда и карательный акт связаны причинно и неизбежно с преступле­нием. Симпатия, каритативность и наградной акт связаны причинно с подвигом.

4.2 Условия «вменения» преступления и подвига

И наказание, и награда, по справедливому замечанию П.А.Сорокина, могут принимать самые разнообразные формы и иметь самые разнообразные степени, но у всякого индивида, коль скоро он квалифицирует тот или иной акт того или иного субъекта как преступный или как услужный — в силу психической необходимости, — неизбежно или карательное или наградное реагирование в той или другой форме, начиная с внутреннего недовольства и мягкого порицания и соответственно переживания симпатии и одобрения и кончая убий­ством и самопожертвованием.

Для того чтобы услуга или преступление по адресу кого-нибудь вызвала со стороны ли адресата, или со стороны других наградную или карательную реакцию, необходимо: а) сходство квалификации акта той и другой стороной в качестве услуги или в качестве преступления. Если этой «однородной оценки» нет — не будет и реакционных эффектов.

А так как эта однородная оценка зависит, в конце концов, от одинакового понимания должных, запрещенных и рекомендованных актов, то необ­ходимо единство морального сознания; б) кроме этого психического единства необходимо еще и сходство самих форм объективации психичес­ких переживаний. Если бы кто-нибудь любовь выражал побоями и эпи­тетами вроде: «подлец», «негодяй» и т. д., горе — счастливым смехом и веселыми плясками, ненависть — поцелуями, а другой объективировал бы те же самые чувства обычным способом: любовь — лаской и словами «дорогой, милый», горе — плачем, грустным видом и т. д., то, конечно, недоразумениям не было бы конца.

Для того чтобы какое-нибудь действие кем-нибудь квалифициро­валось как услуга (или как преступление), необходимо, чтобы это было действие субъекта услуги (или преступления). Если дано действие, кото­рое по своему материальному содержанию могло бы быть услугой (или преступлением), но это действие совершено существом, которое, по моему убеждению, не может быть субъектом услуги (или преступления), например, корова насмерть забодала человека, то само собой разумеет­ся, что это действие не является для меня ни услугой, ни преступлением.

Услуга есть не обязательное, принудительное, а до­бровольное действие, то вполне понятно, что какое-нибудь действие X, по своему материальному характеру являющееся услугой, не будет мной квалифицироваться как услуга, если оно совершено под условием прину­ждения или угрозы.

Для того чтобы услуга могла квалифицироваться как услуга, недостаточно, чтобы она была только в сознании субъекта услуги; в этом случае она неизвестна никому и поэтому не может возбудить никакой наградной реакции. Услуга, как и преступление, должна так или иначе выразиться во внешних действиях и поступках. И здесь можно различать некоторую градацию внешних проявлений услуги и соответственно с этим градацию наград.

Первой степенью внешнего проявления услуги, согласно терминоло­гии уголовного права, является приготовление к ней, то есть «поставление себя в возможность совершить услугу».

Третьим этапом выполнения услуги служит покушение на услугу.

Дальнейшими ступенями служат неудавшаяся услуга и совершение услуги. То и другое обычно награждается.

Дальнейшим явлением в области услуг, аналогичным соответствен­ному явлению в области преступления, служит участие в услугах.

Награда падает и на долю соучастников и тем в большей степени, чем важнее было соучастие каждого в данной услуге.

Распределение наград, следовательно, производилось сообразно с тем, каковой казалась близость и важность участия каждого участ­ника в данной услуге.

4.3 Об элементах преступного и услужного акта

Преступление и подвиг есть прежде всего акты — или акты действительные, или акты воображаемые. А понятие акта, в свою очередь, предполагает представление субъекта, его совершившего, представление адресата этого акта (дестинатора), в пользу которого или против которого совершены услуга и преступле­ние; представление тех или иных действий, из которых состоит акт (объектное представление) и далее ряд модальных представлений: време­ни (когда совершен акт), места (где), ряд вещных представлений и т. д.

Сообразно с этой классификацией Сорокин и строит свое формальное уче­ние о преступлениях и подвигах.

4.3.1 О субъекте подвига или услуги (и преступления)

Под субъектом подвига (или преступления) Сорокин понимает представле­ние того лица, которому кем-либо приписывается совершение услужного (или преступного) акта по отношению к кому-нибудь.

Все религиозные системы, поскольку в них есть верование в добрых духов, как объясняет социолог, все они сплошное доказательство того, что некогда субъектами услуг, а равным образом и субъектами преступлений (дья­вол, демон, злые духи, души колдунов и чародеев), являлись и были фантастические сверхъестественные существа. Этим именно и объясняет­ся культ всякой религии: молитвы, жертвоприношения, обряды и т. д.; все это есть или услуга богам, в свою очередь вызывающая награду со стороны их, или же награда за услугу, оказанную ими.

Историческая тенденция, обнаруживающаяся в данной области, со­стоит в постепенном ограничении области субъектов услуг (и преступле­ний); мало-помалу подобными субъектами перестают быть сверхъесте­ственные существа, животные, растения, неодушевленные предметы (с падением анимизма, фетишизма, тотемизма и вообще антропоморфиз­ма), и в настоящее время субъектами услуг и преступлений могут быть для развитого сознания только люди и притом не все, а исключительно «вменяемые», то есть знающие причинную связь определенного поступка и его следствий, а равным образом отношение к нему соответствующих должных норм поведения.

В новейших же течениях в науке уголовного права и человек пе­рестает быть вменяемым. Область вменяемых субъектов преступлений дошла до нуля.

К тому же, очевидно, стремится и «вменяемость» подвигов и услуг.

4.3.2 Об объекте услуги (преступления) и его модальностях

Под объектом услуги (преступления) Сорокин понимает представ­ления тех актов или того поведения, которое и составляет собой самый акт услуги или преступления, иначе говоря, представления тех поступ­ков, которые с точки зрения кого-нибудь являются услугой (преступле­нием) по отношению к кому-нибудь.

Всякий акт услуги представляет: а) или совершение чего-нибудь в пользу кого-нибудь, например спасение ребенка из пожара или наделение бедняка деньгами; в) или воздержание от какого-нибудь акта (воздержание вполне законное и не караемое) в пользу кого-нибудь, например, не совершение акта брака, который с точки зрения христианства вполне допускается и не составляет преступления с) или же терпение чего-нибудь, что можно было бы безнаказанно не терпеть, например, добровольное терпение кем-нибудь оскорбления, обиды, издевательства, которое можно было бы безнаказанно и не терпеть, сплошь и рядом рассматривается как услуга многими людьми.

Исходя из объектных представлений, Сорокин называет услуги первого рода положительно-активными, услуги второго — отрицательно-пас­сивными, услуги третьего — активно-терпеливыми. Совокупностью их исчерпывается все конкретное многообразие объектных предста­влений услуг.

Объекты услуг могут быть разделены на простые и сложные.

4.3.3 О дестинаторах (адресатах) услуга (преступления)

Как уже было указано, под дестинаторами услуги (преступления) понимается представления тех существ, в пользу (против) которых совершена услуга (преступление).

Дестинаторов можно подразделить на следующие виды:

А) Воображаемые существа как дестинаторы услуг. В качестве дестинаторов услуг воображаемые существа выступают опять-таки в виде духов, душ, ангелов, дев, демонов, душ умерших животных, богов и т. д. Внешним показателем этих фактов служат различные жертво­приношения, подчас весьма и весьма ощутительные, добровольно совершаемые в пользу данных существ, или из желания сделать им "приятное", или же в целях получения от них путем услуги различных наград.