Смекни!
smekni.com

Основные идеи труда П.А.Сорокина Человек. Цивилизация. Общество (стр. 1 из 6)

ГОУ СПБГПУ

Кафедра Международных отношений

Курсовая работа по дисциплине «Социология»

На тему:

Основные идеи труда П.А.Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество»

Выполнила студентка

Группы 2143/6:

Курзаева Славяна

Проверил:

Малинов А.В.

2010

Оглавление

Введение. 2

1.Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали социальное явление. 2

1.1 Природа социального явления. 2

1.2. Две стороны социального явления: внутренне-психическая и внешне-символическая 2

1.3.Условия возможности правильного психического взаимодействия. 2

2. Классификация актов поведения. 2

2.1 Три основные формы актов поведения. 2

2.2 Три основные формы реагирования на чужие поступки. 2

3.Преступление и подвиг. 2

3.1 Преступление. 2

3.2 Подвиг. 2

4. Наказание и награда. 2

4.1 Наказание и награда и их связь с преступлением и подвигом.. 2

4.2 Условия «вменения» преступления и подвига. 2

4.3 Об элементах преступного и услужного акта. 2

4.3.1 О субъекте подвига или услуги (и преступления) 2

4.3.2 Об объекте услуги (преступления) и его модальностях. 2

4.3.3 О дестинаторах (адресатах) услуга (преступления) 2

4.4 Внешняя однозначность преступления и наказания, подвига и награды.. 2

4.5 Классификация подвигов и наград (преступлений и наказаний) 2

4.6 Шаблонизация кар и наград. 2

5.Влияние кар и наград на поведение человека. 2

5.1 Мотивационное действие наград и наказаний. 2

5.2 Основные теоремы мотивационного влияния наказаний и наград на поведение людей 2

5.3 Дрессирующее влияние кар и наград. 2

6. Социальная роль кар и наград. 2

6.1 Социальная борьба как следствие и симптом антагонизма моральных убеждений 2

6.2 Внутригрупповая роль санкций. 2

6.3 Внегрупповая роль кар и наград. 2

Заключение. 2

Список литературы.. 2

Введение

Питирим Александрович Сорокин - выдающийся социолог ХХ века, основоположник русской и американской социологических школ.

Личность Сорокина - одна из наиболее противоречивых и выдающихся в истории социологии и культурологии.

Питирим Сорокин - автор 40 книг, неоднократно переиздававшихся в странах Европы, Азии и Америки, множества очерков и более двухсот статей. Его труды переведены на 48 языков мира.

Разработанная Сорокиным теория существования суперсистем культуры, изложенная в четырехтомном труде «Социокультурная динамика», стала одной из наиболее значимых культурологических концепций XX века. Эта работа приобрела славу классической теории в области социологии и культурологии.

Питирим Сорокин является одним из родоначальников теорий «социальной мобильности» и «социальной стратификации». В них впервые введены такие термины, как «социальное пространство», «вертикальная и горизонтальная мобильность», ставшие затем общеупотребительными.

В основу своего научного познания Сорокин положил принцип интегрализма.

Значимость фигуры Сорокина, как это ни парадоксально, все еще не оценена в полной мере ни в американской, ни тем более в отечественной социологии. Американцы безусловно относят его к числу отцов-основа­телей американской социологии, хотя и оставляют за ним лишь роль "заокеанского наставника", "страстного русского оратора". Его имя и сейчас всегда упоминается с искренним пиететом, однако мало кто из современных зарубежных социологов вспоминает о нем как о фигуре, о которой стоит говорить всерьез. На исторической же родине имя ученого долгое время попросту запрещалось произносить вслух. И все же никто не станет отрицать то громадное воздействие, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами.

В данной курсовой работе рассматриваются основные положения раннего труда П.А.Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали»(1914), который лег в основу магистерской диссертации П.А.Сорокина и который впоследствии был включен в сборник «Человек. Цивилизация. Общество».

Несмотря на то, что труд П.А.Сорокина был написан почти более 100 лет назад, он продолжает оставаться актуальным и небезынтересным для изучения и в наши дни, особенно, если есть желание разобраться в причинах многочисленных межэтнических и религиозных конфликтов.

1.Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали социальное явление

1.1 Природа социального явления

Прежде чем излагать свои идеи касательно какого либо предмета (объекта), необходимо определиться с его сущностью, дать ему определение. Поэтому П.А.Сорокин прежде чем приводить социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали говорит о природе социального явления. Примечательно, что к этому вопросу социолог подходит со всей свойственной ему тщательностью и педантизмом, присущих сторонникам системного анализа: последовательно рассматривает разнообразные определения, данные известными социологами (Спенсером, Де-Роберти, Гумпловичем, Дюркгеймом, Зиммелем, Штаммлером и другими), тем самым, во-первых, позволяя читателям убедиться в последовательности собственных воззрений (здесь же можно отметить стремление к объективности), а во-вторых, демонстрируя недюжинную эрудицию и осведомленность в истории освещаемого вопроса. Тем самым социолог пытается сделать более доказательным свое исходное положение о том, что вся общественная жизнь состоит из взаимодействий индивидов.

Так, П.А.Сорокин говорит о том, что социальное явление — объект социологии — есть прежде всего взаимодействие тех или иных центров или взаимодействие, обладающее специфическими признаками. Однако для полного уяснения этого понятия необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Для того чтобы процесс взаимодействия можно было считать социальным явлением, между кем и чем должно происходить это взаимодействие? Каковы единицы или центры этого взаимодействия? Иначе говоря, каковы специфические свойства социального взаимодействия, позволяющие считать его особым разрядом явлений.

2) Если так или иначе решен этот вопрос, то спрашивается дальше, безразлична или нет длительность этого взаимодействия для понятия социального явления? Предполагается ли, что только в длительном и постоянном взаимодействии можно видеть социальное явление, или же оно возникает при всяком взаимодействии, как бы кратковременно и случайно оно ни было?

Главнейшие виды этих ответов, по П.А.Сорокину, сводятся к трем типам: а) или выделяются особые центры этого взаимодействия, не имеющиеся в других видах его, или б) ука­зываются особые свойства социального взаимодействия, отделяющие его от других разрядов последнего, или, наконец, в) комбинируются одновременно оба приема, то есть социальное взаимодействие выделя­ют как особый вид из родового понятия и путем указания его специфи­ческих свойств, и путем указания его взаимодействующих единиц (цент­ров).

Однако после последовательных рассуждений о каждом типе ответов, социолог приходит к выводу о том, что, в сущности, любой из обозначенных выше приемов сведется к типу В по той причине, что характер центров взаимодействия и характер самого процесса взаимодействия не есть нечто отдельное друг от друга, а неразрывно связанное одно с другим.

Таким образом, говорит П.А.Сорокин, социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют "социальной душой, а другие - цивилизацией и культурой, а третьи определяют термином "мир ценностей", в противоположность миру вещей, образу­ющих объект наук о природе. Всякое взаимодействие, между кем бы оно ни происходило, раз оно обладает психическим характером (в вышеука­занном смысле этого слова) — будет социальным явлением.

Следующий вопрос, который необходимо разрешить социологу, за­ключается в том, чтобы очертить тот мир конкретных "центров" или "вещей", во взаимодействии которых уже налицо психический характер, иначе говоря, необходимо указать некоторые внешние признаки.

Психическое взаимодействие может быть только там, где взаимо­действуют единицы или организмы, одаренные развитой нервной си­стемой.

Борьба за существование, приводит пример Сорокин, растений и человека — вещи глубоко различные. То же относится и к размножению, и к питанию. А различны они потому, что в мире людей и высших животных эти биологические функции приобретают новый, а именно психический ха­рактер, который их и делает новыми социальными явлениями и объек­тами специальной науки. Именно это присоединение психики, а не что-нибудь иное заставляет считать их социальными явлениями и дает право для изучения их не только биологу, изучающему чисто жизненные формы данных отношений, но и социологу, изучающему их сознатель­ные, социальные формы.

Вы­ражаясь кантовским языком, можно было бы сказать, что психическое есть априорная посылка социальных явлений. И это утверждение психического начала является бесконечно важным для всей социологической теории П.А.Сорокина.