Смекни!
smekni.com

Нужна ли современной молодежи идеология (стр. 2 из 3)

А нужна ли государству официальная идеология, и если "да", то какая? И как реагирует на отсутствие официальной идеологии молодежь, наиболее чувствительная к социальной несправедливости, требовательная и радикально настроенная часть общества?

Официальная идеология нужна. Почему? Да потому, что "свято место - пусто не бывает": ее место занимает неофициальная идеология государства по отношению к своим гражданам. Чаще всего суть такой неофициальной идеологии - погоня за наживой любой ценой. Сейчас власть в России принадлежит тем, кто вовремя "приватизировал" бывшую государственную собственность. Эти люди заказывают и покупают у Государственной Думы "законы", по которым народ вынужден жить в нищете. Для простого народа эффект от такой "идеологии" по своей губительности и разрушительности соизмерим с коммунистической и даже с фашистской идеей. Молодые люди наиболее чувствительны к государственным "перекосам". Они стихийно, по мере своих еще не зрелых умов, пытаются решать не решенную государством проблему "идеологии" - того, что придавало бы смысл их жизни. По всей видимости, это одна из главных причин создания молодежью неформальных объединений. Таким образом молодые люди позиционируют себя в обществе, отделяют себя от "немыслящей" толпы. В своих объединениях они пытаются найти пусть "суррогатные", но все же ответы на свои мировоззренческие, философские вопросы: "в чем смысл жизни?", "зачем я живу?" и т.д. Они потому и объединяются, что государство не дает им на эти актуальные (особенно в юном возрасте) вопросы убедительного ответа. Вот где кроются истоки молодежного экстремизма и фашизма: в отсутствии ответов на "проклятые" вопросы философии!

Но никто "наверху" не хочет над этой проблемой серьезно работать. Утверждать новую государственную идеологию - значит рисковать своим статусом, положением и карьерой. Дело это далеко не безобидное и требует от подвижников гражданского мужества, жертвенности, бывает, и жизни (вспомним, как утверждалось христианство). Да, дурная идеология, реализуемая дурными людьми, может погубить немало человеческих жизней, но разумная, напротив, может их спасти. Идеология - это нож. И весь вопрос в том, в чьих он руках: уголовника, преследующего корыстные цели, или хирурга, делающего операцию по спасению пациента.

Оказывается, в России существует агентство по делам молодежи, которое рассматривает молодежь как главный ресурс развития страны в XXI веке и именно на этом убеждении строит свою работу. Росмолодежь — оператор этого важнейшего стратегического ресурса, наиболее ценной части человеческого капитала страны. Именно на улучшение его качественных и количественных характеристик направлена осуществляемая Агентством государственная молодежная политика. Росмолодежь призвана создавать возможности для молодого поколения и координировать усилия для создания условий его самореализации. Не будем критиковать данное агентство и рассуждать о том, как оно справляется с поставленными перед собой задачами, во-первых, по тому, что не знаем ничего об этом, хотя, конечно, известны такие молодежные движения как «Наши», смысл которых в том, что на некой территории собираются “отобранные”, из которых “воспитывается будущее”. Это чудо-действо в лагере на Селигере описано в сотнях статей. И во всех статьях одни и те же два вопроса. Первый: почему за государственные деньги или за деньги “лояльного капитала” в каких-то лагерях молодежь воспитывают по какой-то определенной модели? Что это за модель воспитания? Кто ее утверждал? Насколько те ценности, которые вбиваются в голову молодежи, которая туда съезжается, соответствуют будущей модели страны, ее модернизации?
Вопрос второй: как это особо заточенное агентство, которое является “оператором” российской молодежи и имеет “Наших”, которые являются, видимо, “оператором” самого агентства, соотносится с молодежью всей страны? Особенно той, которая “рылом не вышла”, чтобы попасть на Селигер? Или той, которая не понимает, почему что-то должно быть не для всех, а для избранных, которых потом и назовут “лучшими”? Или которые презирают эту систему воспитания “суверенной молодежи”, потому что знают, что методология этого воспитания родилась не в Академии наук, не в Минобразования, как следовало бы, а в голове кремлевских идеологов. И теперь с их благословения Якеменко, который из лидеров “Наших” был поднят до должности главы федерального агентства, присвоил себе право на воспитание молодежи. Причем на воспитание не вообще, а конкретно — в лагерях и группировках разного наименования. На воспитание нужной, правильной молодежи. При всем притом, что проводить критику не предполагалось, так оно все равно и вышло. Ничего страшного в том, что есть в России такая молодежь, которой предоставляется право и возможность посещения лагере типа Селигер нет, что они заслуживают какими-то своими поступками, действиями этого – это все прекрасно при том условии, что эта тусовка, присвоившая себе будущее молодежи России и поставившая для нее фильтр, была бы одной из многих возможностей для молодых строить Россию. Но нет, пропагандистское наполнение “Наших” точно отражает название: есть свои, и есть чужие. Как говорится: своим — все, чужим — закон. Ни одна Академии наук не приняла бы такую методологию воспитания. А как же рост молодежной преступности? Ведь это тоже молодежь и каждый молодой россиянин, погибший в армии, совершивший убийство или кем-то убитый – это «упавший самолет» нашего государства. А мы клепаем новое сословие – железных патриотов с правильным поведением и правильным извилинами в голове. Именно поэтому молодежные программы должны формироваться не для молодежи Селигера, а для всех.




Невозможно молодежь делить на своих и чужих. Время неумолимо, и “нашисты” в костюмах Деда Мороза становятся анахронизмом, а идеи элитной молодежи, взращенной в отдельно заточенных лагерях, сегодня выглядят обратной стороной неумения видеть всю молодежь страны. И всю ее считать “нашей”. Безусловно следует поощрять активных, стремящихся, созидающих, но нужно давать шанс всем и указывать, подсказывать направления, чтобы молодежь знала куда следует двигаться и что есть путь истинный, путь возможный для всех желающих. А вот еще по поводу «наших». Рассуждения об идеологии, которой хотят облагодетельствовать молодежь, изначально сомнительны. Во-первых, потому, что все попытки на этот счет провалились. Из ничего не будет ничего. Пример – история «нашизма» в России. Организация вроде бы есть, все при ней, включая необыкновенно патриотическую идеологию, замешенную на ненависти к прибалтийским республикам и ко всем, кто ее не разделяет. Однако активность «Наших», «России молодой» и «Молодой Гвардии» пробуждается строго по звонку их старших товарищей. Многотысячные демонстрации одетых в униформу молодых людей вовсе не свидетельствуют об их политической активности или гражданской позиции – это всего лишь гальванизация манекенов. А манекены бесплодны. Где они сегодня, те, кто стонал от восторга на стадионе в толпе так называемого движения «Россия за Путина»? Где победители бесконечных «Селигеров» с их инновациями и модернизациями? Официозная патриотическая идеология для представителей таких «движений» – вещь сугубо прикладная. Один убежденный нашист, глубоко и ярко мотивировавший свою ненависть к Америке, попросил редакцию изъять его статью из интернет-архива, когда подвернулась возможность получать образование в США…

Между тем параллельно официозу молодежь давно живет по своим собственным законам. И когда государство пытается навести в этой сфере «порядок», успешно ему противостоит. К примеру, год назад в Госдуме, время от времени возбуждающейся на предмет безнравственности в молодежной среде, попытались было узаконить запрет на появление в общественных местах «обучающихся и иных лиц в явно узнаваемых и очевидно идентифицируемых макияже, одежде и атрибутике гота и эмо». В Красноярске представители этих молодежных субкультур тут же собрались на митинг и попросили депутатов «заняться более актуальными делами». Из лозунгов: «Тоталитарное государство поощряет слабоумие», «Нет стадному инстинкту!», «Зачем думать одинаково?».

Ошибочно мнение, что молодежь не интересуется политикой. Еще как интересуется. По-своему. Иначе не появился бы известный трек группы Noize MC – про Mercedes 666. С описанием ДТП с участием вице-президента «ЛУКОЙЛа», сразу объявившего себя невиновным в смерти двух женщин. Заметим также: это именно молодые устраивают на дорогах акции неповиновения с синими ведерками, пародирующими спецсигналы.