Смекни!
smekni.com

Нужна ли современной молодежи идеология (стр. 3 из 3)

Молодежь смеется над властью, и полезно вспомнить, именно так человечество и расстается с прошлым. Неформальная молодежь считает, что она политикой не занимается, но интуитивно любит ссылаться на Конституцию. Где сказано: «Все равны перед законом и судом», а также: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ст. 19). Молодежь хочет знать, «что случилось с этим миром», где ей подчас слишком некомфортно: «Я падаю вниз головой, прощай навсегда, шар земной», – поет группа «Сплин». И спасение лирический герой видит совсем не в государственных программах по строительству политических центров, а в своем маленьком мире, где есть смысл, и тепло, и любовь: «Ты, пожалуйста, закройся, с головой укройся, ни о чем не беспокойся, я иду домой…»

Одно из великих достижений перестройки – та децентрализующая сила, которая дала молодежи свободу самовыражения. И которой очередное поколение пользуется до сих пор. Уже не надо ходить на пионерские сборы. И на комсомольские собрания, где тебе могут объявить выговор или исключить одновременно из ВЛКСМ и из школы.

На смену идеологическим догмам, которые уже не воскресить, может прийти смыслообразующая деятельность, которая вырастает из этих самых попыток самоидентификации. Главное – не мешать. Гражданское общество пробивается не на газонах, а на задворках и пустырях, в постоянной борьбе за выживание, изобретая собственные законы существования. Собственную защиту. Печально, когда это защита от государства. Это значит, что власти не видят в молодежи союзника, несмотря на постоянные призывы к сотрудничеству и денежные транши активистам.

Впрочем, молодежь уже привыкла обходиться собственными силами. Есть, например, объединение молодых бизнесменов, организовавших сообщество любителей отечественной истории. С практическим ее изучением. То есть каждый год зимой составляется подробная карта мотопробега по самым интересным закоулкам страны, по бездорожью, с одной лишь целью – добраться до какой-нибудь исторической достопримечательности. Посмотреть. Поговорить с местным людом. И вернуться назад. В этом году собралась внушительная толпа желающих отправиться в путешествие. Люди приедут на место сбора со всей страны. Пришлось даже разбивать потоки желающих на несколько больших групп. На вопросы о том, почему бы им не вступить в такую организацию, как например, «Россия молодая», они отвечают , что это бред, и что эта организация –группа людей, стадо, которым легко управлять, а они – молодежь свободная.

Так как же ответить на вопрос о том, нужна ли молодежи идеология? Что делать, как растить поколения в стране, на каких принципах и традициях? Думаю, что Россия исчерпает себя в том плане, что когда-нибудь наше общество устанет от неопределенности, от черствости, от безрассудия, от того, что Россию сегодня ассоциируют с Россией прошлой, а о России настоящей трудно говорить как о чем-то отдельном, ни в чем не похожей на остальные государства, нация не имеет ярко выраженной общей окраски. Хочется, чтобы наша страна представляла собой мощную державу, со своими традициями, особенностями, менталитетом, культурными и нравственными ценностями, чтобы мы могли гордиться нашей молодежью, нашим старшим поколением, детьми и уровнем жизни, и, чтобы приехав в другую страну погостить, слышали от аборигенов фразы, начинающиеся со слов: «А вот в России…». Чтобы нас воспринимали как пример, чтобы за нами гнались, чтобы наши умы работали на благо Отечества, чтобы дети впитывали с молоком матери чувство патриотизма, чтобы в стане с такой богатой историей, с таким опытом люди были терпимее друг другу и добрее, чтобы мы, наконец, слились в одно целое и сделали вместе нашу жизнь прекраснее. У нас много хороших традиций, много хороших примеров, большой потенциал, следует только понять свою значимость, воспитать, прежде всего, в себе чувство гражданской ответственности и попробовать не только брать от жизни, страны и природного богатства все, но и отдавать взамен. Сегодняшнее поколение молодежи – это те, кто через несколько лет будет управлять страной, творить дела государственные, поэтому государству сейчас и тем, кто им управляет, следует научить молодое поколение хорошему, показать достойный пример и сделать своим союзником. Общество, которое в течение семидесяти лет воспитывалось в рамках одной официальной идеологии и определенной картины мира, растерялось перед изобилием и разнообразием новых идей, оказалось неспособным к их трезвой критической оценке. Освобождающееся от прежних ценностных и моральных стереотипов общественное сознание, стало безразборно впитывать, как губка, все те нормы и принципы, уклад жизни, которые потоком хлынули из-за рубежа. Идеологические основы образовавшихся многочисленных политических, общественных, религиозных движений, новых отечественных и иностранных СМИ оказались далекими от высоких духовных принципов. Ценности человеческой жизни, законопослушания, традиционные моральные нормы утратили свое значение. В обществе стал утверждаться культ силы и “романтически окрашенный” образ криминального авторитета. Сегодня уже никто не отрицает той истины, что важнейшим ресурсом, капиталом, имеющим вполне реальную экономическую оценку, является здоровое общество, духовно сплоченное, сознающее свои задачи и цели. Поэтому все чаще ученые говорят о необходимости формирования идеологии России, способной объединить народ некой общей идеей. Природа не терпит пустоты, сознание должно работать и наполнять человека оптимизмом, рождать энтузиазм и формировать устойчивые эмоциональные установки для созидания и творчества, для продолжения социума.

Но в объединяющем начале идеологии таится и большая опасность для государства. Любой идеологии внутренне присуще стремление во все проникнуть и везде навести порядок. По мнению ряда ученых, сама постановка вопроса о формировании новой идеологии - это реликт тоталитарного режима, попытка взять курс на идеологическое манипулирование общественным сознанием россиян. Поэтому современным идеологам не следует повторять ошибок социалистических и капиталистических идеологов, сутью обоснований которых были социально-экономичские условия потребления и распределения в обществе.