Смекни!
smekni.com

Территориальный анализ рождаемости (стр. 2 из 6)

С этой точки зрения Россия представляет собой пример страны, где в результате крайней экономической отсталости, преимущественно аграрного характера экономики и огромной; (в сравнении с развитыми европейскими странами) сверх смертности процесс реформирования норм РП был замедлен Основные изменения в этой сфере произошли только во второй четверти XX в., что нашло свое отражение и в снижении рождаемости.

К концу XIX в. во многих странах началась борьба за расширение прав личности в сфере брака, семьи и выбора числа детей и способов достижения этого числа. Законодательство в отношении абортов продолжало оставаться жестким, за исключением абортов по медицинским показаниям. Однако практика контрацептивного регулирования рождаемости начала расширяться, о чем свидетельствуют данные об уровнях рождаемости в европейских странах за вторую половину XIX — начало XX в. Нормы РП к концу этой стадии эволюции рождаемости можно характеризовать как нормы среднедетности при сохранении достаточно высокой их вариации по социальным группам населения: от устойчивых норм многодетности в наименее социально продвинутых слоях общества (сельское население, экономически слабо развитые страны и регионы, наименее образованная часть населения и т.п.) до норм, близких к малодетности (социальная элита, наиболее обеспеченная экономически и образованная часть общества, население формирующихся мегаполисов). Нормы многодетности сохранялись прежде всего там, где продолжала оставаться высокой экономическая мотивация потребности в детях, и быстро пересматривались в пользу понижения в тех социальных группах, для которых именно эта сторона репродуктивной мотивации утрачивала свою силу.

Становление четвертого историческоготипарождаемости напрямую связано с социальными и политическими потрясениями первой половины XX в., коренным образом изменившими образ жизни, представления об идеальном образе брака, взгляды на семью и иерархическое распределение ролей в ней. Борьба за женскую эмансипацию привела к пересмотру взглядов на взаимоотношения полов в обществе в целом и в семье в частности. Одновременно неуклонно снижающаяся смертность, особенно - во второй половине XX в., уничтожила страх бездетности при рождении небольшого числа детей (1-3 детей) у большинства населения. Особую роль в понижении норм РП сыграло развитие внесемейной, прежде всего женской, занятости, привившей ей разнообразный спектр новых ценностей, давшей ей экономическую независимость, право принимать самостоятельные решения в семье. С точки зрения внутренней организации на протяжении XX столетия семья эволюционировала в сторону эгалитарности, в своих взаимоотношениях с обществом - в сторону предельной самостоятельности в вопросах принятия поведенческих решений. Ограничение, а затем полная ликвидация детской занятости сделали экономически нецелесообразным поддержание высокой рождаемости.

Все эти факторы в совокупности и во взаимодействии при вели к формированию новых, адекватных социально-экономическому устройству общества и новой структуре и социальным функциям семьи, норм репродуктивного поведения, определяющих современный уровень рождаемости. Семья стала в большинстве своем малодетной, в ряде случаев бездетной, а уровень рождаемости, даже при условии низкой смертности, не обеспечивает простого замещения поколений родите лей поколениями детей.

Существует распространенное заблуждение относительно того, какой была детность семей при доминировании норм многодетности и высокой рождаемости. Качественные различия исторических типов рождаемости, присущих им норм ре продуктивного поведения и уровней рождаемости нельзя на прямую идентифицировать с реально существовавшей на разных исторических отрезках детностью семей. Нормы многодетности и высокой рождаемости обозначают стратегическую линию поведения семьи в сфере деторождения, тогда как число детей в семье зависит прежде всего от уровня младенческой и детской смертности. Еще в конце XIX в. в России до одного года доживали не более 70% детей, а до 15 лет — не более половины. Таким образом, при условии рождения в среднем 8—10 живых детей семья могла рассчитывать, что до начала полноценной трудовой деятельности доживут не более 4—5 детей, и это при условии отсутствия голода, эпидемии и т.п. В действительности многодетные семьи были скорее исключением, тогда как бездетные родители большого числа ранее рожденных и умерших детей не были редкостью. Нормой была среднедетная, и даже малодетная, семья, в ко торой большая часть рожденных детей умерла в младенчестве или раннем детстве.

2. Параметры, характеризующие рождаемость и ее территориальные различия

Методы количественного анализа рождаемости

Основой для анализа тенденций рождаемости являются данные двоякого рода. Во-первых, это абсолютные числа родившихся с распределением по возрасту матери, порядковому номеру рождения (очередности рождения) и брачному статусу матери. Во-вторых, это абсолютные численности групп населения (всего населения в целом, женщин репродуктивного возраста, отдельных возрастных групп женщин в рамках ре продуктивного периода), с которыми эти числа соотносятся. На основе этой информации разворачивается вся система показателей, измеряющих уровень рождаемости.

В зависимости от исходной информации, методов ее обработки различают продольный и поперечный анализ, или, иначе говоря, методы реальных и условных (гипотетических) поколений.

Метод реальных поколений. Под реальными поколениями понимают либо женщин одного года (нескольких смежных лет) рождения, т.е. ровесниц (в терминах диаграммы Лексиса — совокупности живущих I рода), либо женщин, вступивших в брак в один и тот же период времени. Метод продольного анализа рождаемости обладает большими возможностями и преимуществами прежде всего с позиций изучения эволюции норм репродуктивного поведения в контексте изменения условий жизнедеятельности, социализации отдельных поколений. Недостаток данного метода — необходимость наличия данных о рождаемости за очень длительный период времени — не менее чем за 35 лет, т.е. за весь период репродуктивной деятельности данного поколения. В силу этого данные о рождаемости реальных поколений получают исключительно методом ретроспективного наблюдения — путем опроса женщин о числе рожденных ими детей и о возрасте, в котором они рожали каждого (о датах рождения детей). Такое наблюдение может быть сплошным (перепись) или выборочным.

Главная проблема интерпретации полученной таким способом информации в том, чтобы оценить степень ее достоверности. В первую очередь, это касается женщин старших возрастов, тех, чья репродуктивная деятельность, с одной стороны, - завершилась достаточно давно, с другой стороны, протекала в условиях, когда младенческая и детская смертность была высока и многие дети умирали в раннем в возрасте. По указанным причинам часть информации о реально имевших место рождениях утрачивается и уровни рождаемости старших поколений оказываются заниженными.

Данные о рождаемости реальных поколений нельзя пере оценить, если необходимо определить периоды активной трансформации норм репродуктивного поведения. При стабилизации норм рождаемости межпоколенные различия в уровнях детности постепенно сглаживаются и исчезают. Как по казал опыт введения мер по стимулированию рождаемости в России в 1980-е годы, даже активная политика не способна изменить общего вектора и результатов реализации репродуктивных установок. При сопоставлении данных переписи 1979 г. с аналогичными данными за 1989 г. обнаружилось, что число детей, рожденных женщинами разных годов рождения к определенному возрасту, практически не изменилось.

Основными показателями рождаемости реальных поколений являются два. Первый - это число детей, рожденных женщинами данного поколения к определенному возрасту. Соответственно, обобщающим показателем, объединяющим возрастные показатели, является число детей, рожденных в среднем одной женщиной данного поколения к возрасту завершения репродуктивной деятельности (условно — к 50 го дам, хотя реально процесс деторождения может охватывать и больший период времени).

Вторым показателем является ожидаемое число детей, т.е. то число детей, которое индивид намерен иметь в семье с учетом имеющихся репродуктивных установок и конкретной жизненной ситуации (как на данный момент, так ив перспективе). В США и других странах вместо термина «ожидаемое число детей» используется термин «планируемое число детей», чем подчеркивается, что данный показатель характеризует индивидуальный план деторождения. Главная ценность показателя состоит в возможности использования его усредненных значений для прогнозирования итоговой рождаемости отдельных поколений. Предполагается, что «иметь» ребенка автоматически означает «родить» его, т.е. из стратегии формирования семьи исключаются случаи усыновления (удочерения). Применение данного показателя имеет смысл только для населения, в котором распространено внутрисемейное регулирование деторождения.