Смекни!
smekni.com

Территориальный анализ рождаемости (стр. 4 из 6)

Наиболее точными измерителями интенсивности рождаемости являются показатели, дифференцированные по отдельным возрастным группам. Полную независимость от особенностей возрастной структуры они приобретают, будучи рас считаны по однолетним возрастным группам. Однако такие расчеты имеют свои ограничения.

Во-первых, для столь значительного дробления совокупности женщин необходима большая исходная численность населения. В противном случае (даже на уровне таких крупных регионов, как Самарская, Волгоградская н другие области) они могут быть подвержены случайным колебаниям, для элиминирования которых необходимо применить специальные статистические процедуры (например, расчет показателей усреднение за ряд лет).

Во-вторых, достоверные данные о возрастной структуре на селения могут быть получены только на даты переписей, тогда как по мере удаления от этой даты неизбежно накапливаются искажения, связанные с процедурой пересчета данных о численности населения с использованием текущей статистики рождаемости, смертности, и главным образом миграции. В силу этого на практике применяют расчет возрастных коэффициентов рождаемости по 5-летним возрастным группам: до 20 лет, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44 и 45-49. В ряде случаев (в регионах с высокой рождаемостью) целесообразно рассчитывать коэффициент рождаемости в возрасте старше 50 лет.

Среди перечисленных возрастных групп наибольшие проблемы возникают с интерпретацией уровня рождаемости в возрастной группе до 20 лет, что связано с ее крайне неоднородным составом с точки зрения брачного статуса входящих в нее женщин. Очевидно, что основная масса рождений в данной группе приходится на женщин 18 лет и старше, поскольку 18 лет в России является официально установленным минимальным возрастом вступления в брак. В силу этого в последние годы принято использовать три коэффициента, относящихся к данной возрастной группе: 15—17, 18—19 и 15—19 лет. Возрастной коэффициент рождаемости — отношение годового числа родившихся детей у матерей возраста х к численности всех женщин этого возраста:

где Nx— число родившихся детей у женщин возраста х; Wx — численность женщин возраста х.

В условиях активной трансформации норм брачного и ре продуктивного поведения (как в браке, так и вне брака) изменения самих представлений об институте брака и распространения официально не зарегистрированных форм сожительства принципиальное значение для анализа рождаемости вообще и ее возрастных особенностей имеет анализ рождений в зависимости от брачного статуса матери. В полном объеме такой анализ может быть проведен только за годы переписей когда имеется информация о распределении женщин разного возраста по состоянию в браке. Текущий учет рождаемости позволяет оценить лишь долю родившихся вне зарегистрированного брака в общем числе родившихся в данном году.

При изучении брачной и внебрачной рождаемости необходимо учитывать ряд моментов. Главная проблема в том, что брачный статус женщин в данных переписи фиксируется с ее слов и не предполагает документального подтверждения, тогда как определение брачного статуса матери (родителей) при регистрации ребенка в органах загса происходит по официальному документу — свидетельству о браке. Таким образом, числитель и знаменатель формулы для расчета коэффициентов брачной и внебрачной рождаемости (численности детей того или иного брачного статуса и женщин, состоящих и не состоящих в браке соответственно) не полностью идентичны.

Вторая проблема в том, что среди детей, формально считающихся рожденными вне зарегистрированного брака, присутствуют две категории: дети, зарегистрированные по совместному заявлению родителей, и дети, зарегистрированные по заявлению матери. Первая категория составляет большинство; есть основания полагать, что основной прирост внебрачной рождаемости происходит именно за счет нее как следствие роста распространенности неформальных брачных сою зов. В этом смысле показателен пример Франции, где, по официальным статистическим данным, вне брака рождается около 40% всех детей. В то же время проведенные во Франции исследования в конце 1980-х годов показали, что вне брачного союза (с одним из родителей) проживают всего лишь 5% несовершеннолетних детей.

Резюмируя сказанное, подчеркнем: во-первых, перепись на равных учитывает и зарегистрированные, и фактические браки, т.е. дает наиболее полную картину данного феномена; во-вторых, дети, рожденные вне брака, а внебрачные летя — понятна неравнозначные.

Как и для реальных поколений, для условных поколений также существует обобщающий показатель, характеризующий уровень рождаемости искусственно сконструированного поколения. Это — суммарный коэффициент рождаемости — сред нее число детей, рожденных одной женщиной данного условного поколения за всю жизнь (за репродуктивный период).

При использовании 5-летних возрастных коэффициенте формула имеет следующий вид:

где x - повозрастная рождаемость по пятилетним группам.

Полученная величина характеризует число детей, приходящихся на одну женщину условного поколения. В силу недостатков всех показателей, рассчитываемых для условных поколений, относительно высокая точность идентификации уровня рождаемости на основе СКР достигается только при условии, что на всем протяжении жизни всех поколений женщин, составляющих на определенную дату данное условное поколение, возрастная интенсивность деторождения, интергенетические и протогенетические интервалы, нормы детности и т.п. будут сохраняться на уровне того года (периода времени), для которого произведен расчет. Тем не менее СКР самый адекватный измеритель как уровня рождаемости, так и уровня воспроизводства населения (замещения поколений). Во всяком случае, длительное его сохранение в определенных количественных границах позволяет довольно точно охарактеризовать перспективы развития населения, а именно — генеральный вектор его динамики: рост, стабилизацию, сокращение (депопуляцию). В табл. 2 приводится шкала соотношений величины СКР и режимов воспроизводства населения.


Таблица 2.

Шкала оценки величины СКР

Величина СКР Оценка уровня рождаемости и режима воспроизводства населения
Менее 1,8 Очень низкая рождаемость, суженное воспроизводство населения
1,8-2,15 Низкая рождаемость, при длительном сохранении данного уров-ня, неизбежно суженное воспроизводство населения
2,15-2,17 Граница простого воспроизводства населения
2,17-2,4 Уровень рождаемости, при котором даже в случае довольно значительного повышения смертности может быть гарантировано простое воспроизводство населения и даже обеспечен его рост
2,4-3,0 Средний уровень рождаемости, расширенное воспроизводство населения и его стабильный рост
3,0-4,0 Уровень рождаемости выше среднего, расширенное воспроизводство населения и значительные темпы его роста
4,0 и выше Высокий уровень рождаемости, расширенное воспроизводство населения при быстрых темпах его роста

Привязка СКР к режиму замещения поколений не является абсолютной, поскольку динамика населения определяется также и смертностью. Тем не менее при существующем со временном уровне смертности простое замещение поколений родителей поколениями детей (в пропорции 1 к 1) реально достижимо при значении СКР в пределах 2,15—2,17 рождений в среднем на одну женщину. Соответственно, значения СКР ниже указанных пределов означают наличие тенденции к формированию суженного режима воспроизводства населения и, напротив, при более высоких значениях — о наличии устойчивой тенденции к расширенному воспроизводству.

Таким образом, СКР обладает двумя очевидными преимуществами перед всеми остальными показателями рождаемости условных поколений: СКР почти полностью не зависит от возрастной структуры населения и лишь частично — от особенностей возрастной структуры женщин репродуктивного возраста в случае, если рассчитывается по 5-летним возрастным группам; СКР позволяет одним числом охарактеризовать уровень рождаемости, а также — указать направление вектора эволюции режима воспроизводства населения. Более того, зная фактический уровень СКР и его критическое значение (2,15—2,17), можно определить уровень замещения поколений, разделив первую величину на вторую.

Главные недостатки СКР: его зависимость от уровней брачности и массовых сдвигов в сроках рождения детей раз ных очередностей или от календаря (тайминга) рождений. Обе эти проблемы в равной мере важны, так как могут порождать колебания СКР за отдельные годы (периоды времени) как в сторону роста, так и в сторону понижения.

Влияние брачности сказывается на величине СКР следующим образом. Во-первых, как уже говорилось выше, численности смежных поколений мужчин и женщин в силу различий уровней рождаемости за отдельные годы могут не совпадать, причем на довольно значительную величину. При этом соотношение полов в бракоспособных возрастах нельзя рас сматривать буквально, т.е. путем определения численности женихов и невест, находящихся в одном возрасте, поскольку средняя разница в возрасте между женихом и невестой составляет около 5 лет. В силу этого половые пропорции потенциальных брачных партнеров должны определяться с 5-лет-ним временным (возрастным) лагом, а также с учетом разницы среднего возраста вступления в первый брак у мужчин и у женщин.